Комментарии к статье "Как я пишу музыку"
Петр Семилетов
Хотел бы прокомментировать письмо Юрия Бодрова ("Как я пишу музыку"),
вернее, некоторые его пункты. Являясь звукорежиссером групп "Mea
Culpa" (dark rock), "Parpika", и "Buffalo Bill" (harp rap) я довольно
много времени провожу за записью и сведением, посему некоторые методы
работы уважаемого Юрия вызывают у меня чувство несолидарности. Итак,
начну:
Юрий пишет:
5. Обрабатываю вокал с помощью Sound Forge 4, Wave Lab 2.0,
Gold Wave примерно по следующей схеме: 5.1. В Sound Forge - эффект
Noise Reduction Plugin для вырезания различных шумов, которые неизбежно
присутствуют в обычном помещении - шум того же РС. Здесь главное
подобрать оптимальное значение. Подобрав его, обязательно записываю
preset, для удобства задав ему имя создаваемого произведения. Это
необходимо для того, чтобы одинаково обработать все WAV файлы. 5.2.
Если после Noise Reduction Plugin голос претерпел изменение, то
выравниваю его с помощью эквалайзера.
Форджевый щумодав не есть эталон качества. Хороший результаты в
борьбе с шумами показывают в первую очередь DART PRO, и небольшой
плагинчик Steinberg DeNoiser. Пункт 5.2 вообще вызывает у меня,
стремящегося к натуралистичности в передаче звука, легкий шок. Шум
надо "давить" так, чтобы саунд не "претерпевал изменение". Особенно
если это -- вокал.
Далее, Юрий Бодров пишет:
5.5. Иногда использую компрессинг, иногда нет.
Любую вокальную партию НУЖНО обработать компрессором. Для чего?
Дело в том, что вокалисту трудно петь ровно, с постоянной громкостью.
В итоге мы имеем Clipping, с которым нужно бороться. Вот тут нам
и поможет компрессор... Далее, цитируя Юрия:
12. Окончательное сведение произвожу в Sonic Foundry ACID. Здесь
подбирается громкость каждого инструмента, накладываются на него
различные Plugins эффекты (Chorus, Delay, иногда AutoPan и т.п.).
Могу порекомендовать не пользоваться Acid-ом для окончательного
сведения. Сравните качество звучания 32-бит микса в Samplitude с
выдаваемым Acid-ом 16-битным рыхлым и серым звуком, и вы сразу все
поймете :) Как альтернатива, если уж очень хочется поюзать Acid,
выводим из оного каждую дорожку в отдельный вавчик, и сводим в Samplitude.
Затем делаем в последней миксдаун в 32 бита. Чтобы получить из него
потом 16-битный микс, ни в коем случае не делайте этого в самой
Samplitude -- она при этом не делает дизеринга. Поэтому юзаем Cool
Edit Pro, где производим Edit->Convert sample type со включенным
дизерингом (лучше всего Shaped Triangular), и сохраняем в AIFF.
Почему не в вав? А потому, что по неизвестным причинам после проведения
вышеупомянутых манипуляций получаемый .wav не хочет открывать никто,
кроме самого Cool Edit-а. А вот уже AIFF открываете в чем угодно
-- и делайте с ним, что хотите (можете в вав сохранить :)
Вот такие замечания.
|