|
|
Автоаранжировщики
Павел Живайкин
Многие люди, работая экономистами, программистами,
поварами или летчиками, в душе чуть-чуть чувствуют себя артистами,
художниками или музыкантами. Но что делать, если, например, путь
к профессиональному музыкальному творчеству лежит через многочасовые
занятия на инструменте, а еще сольфеджио, гармония, аранжировка...
Однако, если у вас за плечами два-три года музыкальной школы и вы
знаете, как написать символами до-мажор и соль-септ, вам стоит обратить
внимание на небольшую группу компьютерных программ, которые называются
автоаранжи-ровщиками. Кроме того, эти программы окажутся очень полезными
для разработчиков мультимедийных продуктов и для тех, кто пожелает
вставить в свои WWW-страницы оригинальные, а не заимствованные MIDI-файлы.
Программа-автоаранжировщик работает почти так же, как и обычный
профессиональный аранжировщик. Вы задаете гармоническую схему пьесы
с указанием основных элементов музыкальной формы. Для несложной
песни этими элементами будут: вступление, куплет, припев и кода,
причем надо указать, в какой последовательности и сколько раз чередуется
куплет и припев.
Гармоническая схема задается в виде тактов с расположенными внутри
них аккордовыми символами. Для удобства элементы формы (куплеты,
припевы или части) обозначаются латинскими буквами. В качестве примера
на рис. 1 изображена гармоническая схема итальянской песни «О Sole
Mio» в тональности до мажор (она же - «It's Now Or Never» в исполнении
Элвиса Пресли).
Для некоторых программ-аранжировщиков не надо несколько раз расписывать
одинаковые части (куплеты, припевы), достаточно указать их количество.
После этого необходимо выбрать стиль, в котором должна звучать пьеса:
классика, джаз,
рок или даже конкретнее (например, медленный фокстрот в духе тридцатых
годов). В одних автоаранжировщиках представлено большое количество
стилей (больше ста), другие специализируются на определенной тематике
(скажем, популярная музыка 90-х годов).
После того, как закончены ввод аккордов и настройка стиля, программа
генерирует аккомпанирующие партии сразу для всей пьесы и для всех
инструментов. Существует два основных алгоритма.
В первом программа использует записанные заранее готовые куски,
транспонируя их в нужную тональность и развертывая на заданное число
тактов или долей такта. Чтобы аккомпанемент не был очень однообразным,
обычно записывается несколько вариантов, и программа случайным образом
выбирает один из них. Приблизительно так работает программа Band-ln-A-Box.
В другом случае для каждого стиля и каждого инструмента задается
сложный (или не очень) алгоритм. Вы включаете режим Compose (сочинить)
и прослушиваете все, что выдает программа, подчиняясь этому алгоритму.
Когда вновь созданный вариант аранжировки вам нравится, вы его фиксируете.
Простым примером такого алгоритма может служить партия большого
барабана в стиле «Марш для духового оркестра»: бей на счет «раз»
и «три» или на счет «раз» - «два» - «три» -«четыре»! Программа на
основе этого алгоритма случайным образом генерирует партию большого
барабана, и вы отбираете понравившийся вариант.
В таблице 1 приведены основные функции, на которые следует обратить
внимание при выборе программы-автоаранжировщика.
Таблица 1. Основные функции программ-автоаранжировщиков
Функция
|
|
Пояснение
|
Количество различных аккордов |
|
Обычно применяются аккордовые символы, принятые
в джазовой и популярной музыке. Но так как единых стандартов
нет, то их написание может отличаться. Важно также умение
программы различать аккорд и басовую ноту, когда она не
совпадает с тоникой аккорда |
Количество музыкальных стилей |
|
Чем больше и разнообразней - тем лучше. Кроме
того, важно для каждого стиля иметь две и даже больше модификации.
Модификации (или вариации стиля) применяются, когда вся
пьеса звучит в одном духе, но хочется, чтобы куплет и припев
немного отличались или второй куплет чуть-чуть отличался
от первого
|
Возможность пометки перехода между частями
|
|
В популярной музыке при переходе к другой
части применяются так называемые брейки (break) или филлины
(fill-in). Чаще всего это выражается коротким соло ударника
с акцентом на тарелке на сильную долю первого такта следующей
части
|
Возможность редактировать готовые стили |
|
Допустим, вы захотите внести в существующий
стиль некоторые изменения: добавить еще один инструмент
или изменить рисунок партии уже существующего инструмента
|
Возможность самому составлять новые стили |
|
Пользуясь технологией программы-автоаранжировщика,
вы можете создать свой стиль и использовать его в своем
творчестве. Это важно, когда музыка, с которой вы работаете,
является свежей и оригинальной |
Импорт MIDI-файла |
|
Вы можете импортировать MIDI-файл, чтобы записанные
в нем MIDI-треки звучали совместно с партиями вашей аранжировки
|
Экспорт в MIDI-файл |
|
Можно сохранить сделанную готовую аранжировку
в виде стандартного MIDI-файла для дальнейшего использования
другими программами или для WWW-страниц |
Возможность управлять звучанием аранжированного
рисунка |
|
Вы можете увеличивать/уменьшать громкость
отдельных партий, менять для них инструменты (например,
вместо саксофона кларнет) панораму и т. д. |
Возможность дописать мелодические партии
к созданному аккомпанементу |
|
Допустим, аккомпанемент, созданный программой,
вас полностью удовлетворяет, но необходимо дописать мелодию
и даже бэкграунд |
Возможность делать стоп-таймы |
|
В некоторых тактах песни в аккомпанементе
должна быть пауза |
Разрешающая аккордовая способность
|
|
Означает, сколько раз внутри одного такта
программа позволяет менять аккорды |
Специальные аранжировочные приемы для вступления
и коды |
|
Во многих музыкальных стилях существуют специальные
шаблоны для вступления или окончания пьесы |
Возможность генерировать сольные партии
|
|
Программа создает, например, соло саксофона
на припев песни, используя закономерности и особенности
выбранного стиля (скажем, создается сольный стиль в духе
Армстронга для трубы или в духе Клэптона для гитары) |
Возможность распечатывать мелодические
и аккомпанирующие партии для «живых» музыкантов |
|
Если вам понравилась аранжировка, созданная
программой, вы можете распечатать отдельные партии и раздать
их музыкантам для концертных выступлений |
Возможность ввести стихотворную строчку
для мелодии |
|
Здесь имеется в виду то, что вы подписываете
стихи, как в обычных нотах, под мелодией |
Возможность распечатать набранную в программе
гармоническую схему песни |
|
Впоследствии вы можете все распечатать на
принтере |
Возможность представить структуру песни
в наглядном виде |
|
Удобно, когда вы можете изобразить структуру
песни в виде квадратиков, соответствующих вступлению, первому
куплету, второму, переходу и так далее |
В отличие, например, от графических редакторов,
которые становятся все более похожими друг на друга, программы-автоаранжировщики
радуют глаз своей непохожестью. Кроме того, следует учитывать,
что их версии меняются не с такой скоростью, как MS Office, поэтому
некоторые из представленных здесь программ не являются новинками.
Но каждая из них рассчитана на определенный круг пользователей
(в зависимости от вкуса, уровня подготовки) и имеет некоторые
свои оригинальные идеи.
В статье не раскрыты возможности автоаранжировки многочисленных
программ фирмы Steinberg (Music Station, Cubase). Встроенную функцию
автоаранжировки имеет программа Evolution Studio Gold. Кроме того,
существует множество программ, не требующих даже и минимального
знания музыкальной грамоты. В этих программах вы задаете такие
общие параметры, как темп, стиль, настроение, и получаете готовый
MIDI-файл. Конечно, это вполне приемлемо для иллюстративной или
медитативной музыки. Преимущество автоаран-жировщиков же состоит
в том, что они полезны и интересны как профессионалам, так и любителям.
Название
|
Время создания и авторы
|
Электронная почта или WWW-адрес
|
Band-ln-A-Box 7.0
|
1997 PG Music Inc.
|
Email: info@pgmusic.com
|
Cubase (от 2.0), CubaseVST (MIDl-секвенсор)
|
1998Steinberg
|
www.steinberg.net
|
EasyKeys
|
Blue Ribbon
|
:-(
|
Jammer Professional 3.0
|
1997SoundTrek
|
www.soundtrek.com
|
Evolution Studio Gold (MIDI-секвенсор)
|
1996 Evolution Electronics Ltd,
|
www.evolution.co.uk
|
Music Station :
|
1997Steinberg
|
www.steinberg.net
|
VisualAranger
|
1995Yamaha
|
www.yamaha.com
|
|