|
|
Impulse tracker
Владимир Завгородний
Disclaimer:
1. Публикация рассчитана на мало-мальски опытных пользователей,
знакомых по крайней мере, с базовой терминологией.
2. Публикация несет информативный характер; ее целью не ставится
дать полное и исчерпывающее описание программы.
Вероятно, многие подписчики этой рассылки, начав заниматься
музыкой на компьютере, задавались вопросом: почему же он (компьютер)
так мерзко звучит? Ответ: потому, что на дешевой карточке midi
и должна звучать вот таким вот пластиковым звуком, что напрямую
связано со стоимостью этой карточки. Можно купить карточку побольше,
можно установить виртуальный синтезатор (то есть купить компьютер
побольше :), а можно придумать новый принцип сочинения музыки,
что и было сделано давным-давно. Таким вот особым принципом явилась
трэкерная музыка. Хотя, по существу, новой она может быть названа
только в противопоставление midi, так как свое летоисчисление
должна начинать года так с 1981 и синтезаторов Fairlight. Если
говорить в общем, то суть ее сводится к следующему: помимо указаний
о том, какую ноту какого инструмента когда извлекать (что есть
и в протоколе midi), в файл включаются собственно сэмплы (для
совсем непосвященных: короткие образцы звучания инструментов).
Таким образом, в отличие от midi-файлов, которые от компьютера
к компьютеру изменяют свое звучание (порой до неузнаваемости),
файлы трэкеров звучат везде одинаково (исключение: если файл написан
в одной программе, а прослушивается в другой – возможны варианты).
Развитие трэкерных технологий можно очертить так:
Amiga’вский ModPlayer -> Scream Tracker -> Fast Tracker -> Impulse
Tracker.
Естественно, присутствовали разные всякие другие программы, но
это – основные этапы развития. Для работы настоятельно рекомендую
последний, ImpulseTracker (by Jeffrey Lim -- снимите шляпы! вы
еще не понимаете, какой он молодец), потому как он удобен в обращении
и обладает большими возможностями. В качестве дополнительной рекомендации
учтите: все, что говорится ниже – говорится о нем. Работает Impulse
Tracker (далее -- IT) в dos-окне. Русского языка там нет и по
причинам сугубо политического характера никогда не будет. Кстати,
приготовьтесь к тому, что он может конфликтовать с вашим хардвером
(напр. с моим SBLive!) и поэтому мышкой на время работы с IT вы
пользоваться будете с ограничениями. BTW на момент выхода он поддерживал
достаточно много звуковых карточек, но автор на него давно поклал;
так что совсем новые карты типа того же Live!’а попытайтесь превратить
в эмуляцию SB16. Пожалуй, единственным действительно необходимым
условием работы с IT будет наличие сэмплов.
Впрочем, я верю, что вы решите эту проблему самостоятельно
(напр. Yahoo -> Search -> “sample” :) Found: 4576734292 pages
:).
Вам подходят как сэмплы и инструменты этого трэкера, так и многих
других; кроме того, вы можете (с некоторыми ограничениями) использовать
файлы .wav, .pat, .krz (!). Короче, документацию почитайте, там
все расписано. Ну а теперь пора уже что-нибудь рассказать и по
теме. :) Программу можно разделить условно на три главные части:
pattern editor, sample/instrument editor и области настроек. В
pattern editor -- редакторе таблиц -- вы пишете ноты и различные
указания к ним. Все это предстает перед вами в текстовом режиме,
но синтаксис там предельно простой и стандартизированный, так
что вы к нему привыкнете быстро (ИМХО).
Вам доступно до 64 каналов, от 32 до 200 строк в каждом (удобно
для размеров отличных от 4/4), в которых вы все это дело будете
писать. Для каждой ноты вы можете задать панорамирование и громкость
(помимо заданных для инструмента и сэмпла), плюс в каждом канале
в каждой строке можно использовать один (иногда два, но это высший
пилотаж) эффект с параметрами, напр. вибрато, слайд, тремоло и
т. д. Помимо нот вы можете выставлять команды “выключение звука”
и “конец ноты”, которые, соответственно, будут либо обрывать звучание,
либо прекращать его соответственно с настройками инструмента.
При нажатии ScrollLock вы можете писать новые ноты в процессе
проигрывания песни! В sample/instrument editor вы управляетесь
с сэмплами и инструментами. Здесь инструмент до некоторой степени
противопоставляется понятию сэмпл, то есть: инструмент это собрание
инструкций по обращению с сэмплами. (А вообще это нормальная иерархия
любого современного сэмпл-синтезатора, так что многим это должно
быть привычно.)
В sample editor вы управляетесь собственно с сэмплами (до 99 штук;
максимальный размер, кажется, до 4 мегабайт). Здесь вы настраиваете
высоту их звука, loop points (forward или pingpong), громкость.
Из приятного: вам доступны примитивные операции их редактирования
(amplifier, reverse, crop), вибрато (несколько waveform), разделение
default volume и global volume, и т.д. В instrument editor все
будет гораздо интереснее. Во-первых, каждый инструмент (до 99)
– это один или более сэмплов. Для каждой, скажем так, “клавиши”
инструмента вы можете назначить любую ноту любого сэмпла (идеально
для drumkit, multisample и frequency distorion). Дополнительно
к настройкам сэмплов, вы также задаете default и global volume
инструмента, а также в некотором роде уникальные функции volume
и pan swing, которые помогут вам внести неразбериху в звучание.
:) Здесь же выставляется NNA (New Note Action), которе определяет,
как ведет себя инструмент при последовательном извлечении нот
в одном канале. А он может повести себя так: оборвать звучание
(первая глохнет, вторая звучит), продолжить звучание (будет звучать
два звука!), плавно сбросить громкость (первая затухает, а вторая
уже звучит; скорость затухания выставляется) или же принять команду
“конец ноты” (смотри дальше). Акромя того, вы можете настроить
volume, pan, pitch envelopes. Причем не ограничиваясь классическим
ADSR и даже E-mu’вскими DAHDSR, а по принципу Korg – рисуйте все,
что угодно, используя для этого (по-моему) до двадцати опорных
точек. Разница между этими огибающими и их классической трактовкой
действительно впечатляет. В качестве примера – вам больше не нужно
tremolo, вы можете его изобразить при помощи volume envelope.
Любые две точки в любой огибающей могут быть превращены в loop
– либо постоянный, либо sustain (либо оба сразу между разными
точками.). Во втором случае, после команды “конец ноты” loop разрывается
и огибающая продолжает выполняться (включая при необходимости
основной loop). Звучит сложно, но когда попробуете – поймете.
FYI, pitch envelope может быть переопределена для контроля Q резонантного
фильтра трэкера (см. далее). Причем у них там в Австралии это
делают, а никаких указаний в документации нет. :-Е Сэмплы и инструменты
могут быть сохранены в файлы, со всеми настройками (если используете
формат IT) или без большинства (если выберете wav/pat/raw). А
потом, естессно, могут быть загружены из файла. :)
Также существует до фига других настроек. Например, каждый (из
64) каналов имеет свои volume и pan установки (можете попробовать
так сводить :).
С этого момента вам начнет казаться, что в программе много дублирующихся
настроек, но это не так: они не дублируют друг друга, а пересекаются.
Все это сделано совсем неспроста. Все написанные вами patterns
организовываются в song (тобто песню), которая позволяет вам их
тасовать в любом порядке, повторять, и т.д., предусмотрена даже
возможность условного разделения песни на фрагменты (звучит так
же, а в окошке аранжировки паттернов видно – рекомендую, чтобы
не запутаться). А в режиме редактирования паттернов можно наставить
указаний о проигрывании самих этих паттернов всякими сложными
образами – например, несколько раз повторить его кусок. Теоретически,
трэкер поддерживает midi. То есть как вывод звука на миди карточки
(как бы даже не только некоторые каналы!), так и использование
миди-клавиатуры. Впрочем, это я теоретизирую, потому что до конца
не разобрался. Пока. Попробуйте поиграться с драйверами. Часть
из них написана под mmx и позволяет использовать встроенные (очень
приятные) резонансные фильтры. В свою очередь, часть новых карточек
может быть настроена как эмуляция SB16, так что вы даже сможете
с ними работать... Один из драйверов предназначен для записи звука
в wav -- mono-only, если денег не платить... И это совпадает с
моим мнением, что программа достаточно мощна, чтобы быть использованной
в корыстных целях. В общем, будет, где разойтись.
Вы спросите: если это все так круто, все умеет и так далее,
то почему все пользуются CakeWalk, Cubase, Logic Audio и не пользуются
Impulse Tracker:
Я не знаю.
|