7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
СТАТЬИ
О разделе
Вопросы и ответы для музыкантов
Общие сведения об импровизации
Как я пишу музыку
Музыка на компьютере
Обработка звука
Быстро и недорого
Урок аранжировки
Probe
Impulse Tracker
Fast Tracker
Сделай сам...
Хомус
Синтезатор это просто
Любите классику
Доработка зв. карты
Миди плееры
MP3 - реальный поток
Mp3 файлы и качалки
О MIDI, GM, XG...
Midi и Wav, Midi в Wav
Что проще колеса?
Виртуальное пианино
Типы синтеза...
От репетиции до записи
Виды эффектов
Микрофоны
Убираем щелчки
Автоаранжировщики
  • Band-In-A-Box
  • EasyKeys
  • Visual Arranger
  • Муз-конструкторы
  • Аудио конструкторы
  • DoREMix
  • Koan X Platinum
  • Mixman
  • О SB Live!
  • Доработка SB Live!
  • Проблемы SB Live!
  • Эффекты карты
  • APS Live! драйвера
  • Сонар
  • DXi инструменты
  • DXi DR-008 DXi2
  • DXi LiveSinth Pro
  • Настраиваем Cakewalk. Часть 1, 2, 3, 4, 5
    Работаем в Cakewalk
  • Менеджер треков
  • Piano Roll
  • Меню Edit
  • Эффекты реального времени
  • Меню Insert
  • Меню Go и Track
  • Меню Tools
  • Апгрейд Cakewalk 9.0
  • Wheel
  • Home Recording
    Творческие костыли
    Jammer Pro:I
    Jammer Pro:II
    Jammer Pro:III


    Все подробности гарантийное письмо у нас на сайте.



    Impulse tracker

    Владимир Завгородний

    Disclaimer:
    1. Публикация рассчитана на мало-мальски опытных пользователей, знакомых по крайней мере, с базовой терминологией.
    2. Публикация несет информативный характер; ее целью не ставится дать полное и исчерпывающее описание программы.
      Вероятно, многие подписчики этой рассылки, начав заниматься музыкой на компьютере, задавались вопросом: почему же он (компьютер) так мерзко звучит? Ответ: потому, что на дешевой карточке midi и должна звучать вот таким вот пластиковым звуком, что напрямую связано со стоимостью этой карточки. Можно купить карточку побольше, можно установить виртуальный синтезатор (то есть купить компьютер побольше :), а можно придумать новый принцип сочинения музыки, что и было сделано давным-давно. Таким вот особым принципом явилась трэкерная музыка. Хотя, по существу, новой она может быть названа только в противопоставление midi, так как свое летоисчисление должна начинать года так с 1981 и синтезаторов Fairlight. Если говорить в общем, то суть ее сводится к следующему: помимо указаний о том, какую ноту какого инструмента когда извлекать (что есть и в протоколе midi), в файл включаются собственно сэмплы (для совсем непосвященных: короткие образцы звучания инструментов). Таким образом, в отличие от midi-файлов, которые от компьютера к компьютеру изменяют свое звучание (порой до неузнаваемости), файлы трэкеров звучат везде одинаково (исключение: если файл написан в одной программе, а прослушивается в другой – возможны варианты).
    Развитие трэкерных технологий можно очертить так:
    Amiga’вский ModPlayer -> Scream Tracker -> Fast Tracker -> Impulse Tracker.
    Естественно, присутствовали разные всякие другие программы, но это – основные этапы развития. Для работы настоятельно рекомендую последний, ImpulseTracker (by Jeffrey Lim -- снимите шляпы! вы еще не понимаете, какой он молодец), потому как он удобен в обращении и обладает большими возможностями. В качестве дополнительной рекомендации учтите: все, что говорится ниже – говорится о нем. Работает Impulse Tracker (далее -- IT) в dos-окне. Русского языка там нет и по причинам сугубо политического характера никогда не будет. Кстати, приготовьтесь к тому, что он может конфликтовать с вашим хардвером (напр. с моим SBLive!) и поэтому мышкой на время работы с IT вы пользоваться будете с ограничениями. BTW на момент выхода он поддерживал достаточно много звуковых карточек, но автор на него давно поклал; так что совсем новые карты типа того же Live!’а попытайтесь превратить в эмуляцию SB16. Пожалуй, единственным действительно необходимым условием работы с IT будет наличие сэмплов.
    Впрочем, я верю, что вы решите эту проблему самостоятельно
    (напр. Yahoo -> Search -> “sample” :) Found: 4576734292 pages :).
    Вам подходят как сэмплы и инструменты этого трэкера, так и многих других; кроме того, вы можете (с некоторыми ограничениями) использовать файлы .wav, .pat, .krz (!). Короче, документацию почитайте, там все расписано. Ну а теперь пора уже что-нибудь рассказать и по теме. :)   Программу можно разделить условно на три главные части: pattern editor, sample/instrument editor и области настроек. В pattern editor -- редакторе таблиц -- вы пишете ноты и различные указания к ним. Все это предстает перед вами в текстовом режиме, но синтаксис там предельно простой и стандартизированный, так что вы к нему привыкнете быстро (ИМХО).
    Вам доступно до 64 каналов, от 32 до 200 строк в каждом (удобно для размеров отличных от 4/4), в которых вы все это дело будете писать. Для каждой ноты вы можете задать панорамирование и громкость (помимо заданных для инструмента и сэмпла), плюс в каждом канале в каждой строке можно использовать один (иногда два, но это высший пилотаж) эффект с параметрами, напр. вибрато, слайд, тремоло и т. д. Помимо нот вы можете выставлять команды “выключение звука” и “конец ноты”, которые, соответственно, будут либо обрывать звучание, либо прекращать его соответственно с настройками инструмента. При нажатии ScrollLock вы можете писать новые ноты в процессе проигрывания песни!   В sample/instrument editor вы управляетесь с сэмплами и инструментами. Здесь инструмент до некоторой степени противопоставляется понятию сэмпл, то есть: инструмент это собрание инструкций по обращению с сэмплами. (А вообще это нормальная иерархия любого современного сэмпл-синтезатора, так что многим это должно быть привычно.)
    В sample editor вы управляетесь собственно с сэмплами (до 99 штук; максимальный размер, кажется, до 4 мегабайт). Здесь вы настраиваете высоту их звука, loop points (forward или pingpong), громкость. Из приятного: вам доступны примитивные операции их редактирования (amplifier, reverse, crop), вибрато (несколько waveform), разделение default volume и global volume, и т.д. В instrument editor все будет гораздо интереснее. Во-первых, каждый инструмент (до 99) – это один или более сэмплов. Для каждой, скажем так, “клавиши” инструмента вы можете назначить любую ноту любого сэмпла (идеально для drumkit, multisample и frequency distorion). Дополнительно к настройкам сэмплов, вы также задаете default и global volume инструмента, а также в некотором роде уникальные функции volume и pan swing, которые помогут вам внести неразбериху в звучание. :) Здесь же выставляется NNA (New Note Action), которе определяет, как ведет себя инструмент при последовательном извлечении нот в одном канале. А он может повести себя так: оборвать звучание (первая глохнет, вторая звучит), продолжить звучание (будет звучать два звука!), плавно сбросить громкость (первая затухает, а вторая уже звучит; скорость затухания выставляется) или же принять команду “конец ноты” (смотри дальше). Акромя того, вы можете настроить volume, pan, pitch envelopes. Причем не ограничиваясь классическим ADSR и даже E-mu’вскими DAHDSR, а по принципу Korg – рисуйте все, что угодно, используя для этого (по-моему) до двадцати опорных точек. Разница между этими огибающими и их классической трактовкой действительно впечатляет. В качестве примера – вам больше не нужно tremolo, вы можете его изобразить при помощи volume envelope. Любые две точки в любой огибающей могут быть превращены в loop – либо постоянный, либо sustain (либо оба сразу между разными точками.). Во втором случае, после команды “конец ноты” loop разрывается и огибающая продолжает выполняться (включая при необходимости основной loop). Звучит сложно, но когда попробуете – поймете. FYI, pitch envelope может быть переопределена для контроля Q резонантного фильтра трэкера (см. далее). Причем у них там в Австралии это делают, а никаких указаний в документации нет. :-Е Сэмплы и инструменты могут быть сохранены в файлы, со всеми настройками (если используете формат IT) или без большинства (если выберете wav/pat/raw). А потом, естессно, могут быть загружены из файла. :)
      Также существует до фига других настроек. Например, каждый (из 64) каналов имеет свои volume и pan установки (можете попробовать так сводить :).
    С этого момента вам начнет казаться, что в программе много дублирующихся настроек, но это не так: они не дублируют друг друга, а пересекаются. Все это сделано совсем неспроста. Все написанные вами patterns организовываются в song (тобто песню), которая позволяет вам их тасовать в любом порядке, повторять, и т.д., предусмотрена даже возможность условного разделения песни на фрагменты (звучит так же, а в окошке аранжировки паттернов видно – рекомендую, чтобы не запутаться). А в режиме редактирования паттернов можно наставить указаний о проигрывании самих этих паттернов всякими сложными образами – например, несколько раз повторить его кусок. Теоретически, трэкер поддерживает midi. То есть как вывод звука на миди карточки (как бы даже не только некоторые каналы!), так и использование миди-клавиатуры. Впрочем, это я теоретизирую, потому что до конца не разобрался. Пока. Попробуйте поиграться с драйверами. Часть из них написана под mmx и позволяет использовать встроенные (очень приятные) резонансные фильтры. В свою очередь, часть новых карточек может быть настроена как эмуляция SB16, так что вы даже сможете с ними работать... Один из драйверов предназначен для записи звука в wav -- mono-only, если денег не платить... И это совпадает с моим мнением, что программа достаточно мощна, чтобы быть использованной в корыстных целях. В общем, будет, где разойтись.
      Вы спросите: если это все так круто, все умеет и так далее, то почему все пользуются CakeWalk, Cubase, Logic Audio и не пользуются Impulse Tracker:
    Я не знаю.