7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
СТАТЬИ
О разделе
Вопросы и ответы для музыкантов
Общие сведения об импровизации
Как я пишу музыку
Музыка на компьютере
Обработка звука
Быстро и недорого
Урок аранжировки
Probe
Impulse Tracker
Fast Tracker
Сделай сам...
Хомус
Синтезатор это просто
Любите классику
Доработка зв. карты
Миди плееры
MP3 - реальный поток
Mp3 файлы и качалки
О MIDI, GM, XG...
Midi и Wav, Midi в Wav
Что проще колеса?
Виртуальное пианино
Типы синтеза...
От репетиции до записи
Виды эффектов
Микрофоны
Убираем щелчки
Автоаранжировщики
  • Band-In-A-Box
  • EasyKeys
  • Visual Arranger
  • Муз-конструкторы
  • Аудио конструкторы
  • DoREMix
  • Koan X Platinum
  • Mixman
  • О SB Live!
  • Доработка SB Live!
  • Проблемы SB Live!
  • Эффекты карты
  • APS Live! драйвера
  • Сонар
  • DXi инструменты
  • DXi DR-008 DXi2
  • DXi LiveSinth Pro
  • Настраиваем Cakewalk. Часть 1, 2, 3, 4, 5
    Работаем в Cakewalk
  • Менеджер треков
  • Piano Roll
  • Меню Edit
  • Эффекты реального времени
  • Меню Insert
  • Меню Go и Track
  • Меню Tools
  • Апгрейд Cakewalk 9.0
  • Wheel
  • Home Recording
    Творческие костыли
    Jammer Pro:I
    Jammer Pro:II
    Jammer Pro:III


    https://sexstories-club.com а



    Любите классику!

    Илья Баранов

    Небольшое введение

    Данная статья написана с целью приобщить Вас к великому миру Высокой Классической Музыки (далее ВКМ).
    Не пугайтесь! В этом тексте нет призывов типа: “Классическая музыка – здорово, современная – не здорово” и рассуждений о высоких материях. Наоборот, я старался написать максимально просто, избегая и восторженных, и пренебрежительных ярлыков.

    Более того, эта статья максимальна практична, здесь приводятся только конкретные советы помогающие понять любое музыкальное произведение, вне зависимости от стиля. Неважно, каковы Ваши музыкальные предпочтения, любите ли Вы рок, джаз или метал, я не буду тыкать Вас в достоинства и недостатки чего бы то ни было, а просто постараюсь заинтриговать.
    Небольшое замечание: в данной статье слово “классическая” является синонимом слов “академическая” и “серьезная”.

    Зачем это надо ?

    У Вас, как и у многих людей всех возрастов при словах “классическая музыка” возникает образ чего-то долгого, нудного и скучного. Почему? Ответ очень прост – Вы не умеете ее слушать.

    Вы подобны тому ребенку, который не умея читать отбрасывает книгу без картинок. А скажите, Вы когда-нибудь жалели, что научились читать? Разве вам скучно читать интересную книжку? Вспомните то удовольствие, с которым Вы в детстве читали и перечитывали любимую сказку или рассказ.

    Поверьте, не меньшее удовольствие можно получать и от “чтения” музыки. Для этого надо всего лишь выучить некоторое количество букв. Правда, здесь есть еще один момент.

    Уверен, Вы привыкли считать, что музыка предназначена только для сопровождения танцев, или что бы под нее полежать и расслабиться, не загружая мозги, но отнюдь не для того, чтобы напрягаться, слушая ее. А классическая музыка – это не фон! Ее надо внимательно слушать, сосредотачиваться на ней, использовать воображение, мысленно рисовать какие-то картины, образы, ситуации, точно так же, как это происходит при чтении книги. Многим из Вас лень это делать. Да, что поделать – это проблема для современного человека. Гораздо проще, когда по телеку неинтересный клип переключиться на другой канал. Но Вы все-таки постарайтесь, ведь Вы можете получить огромное удовольствие.

    Можно сказать, что разница, между популярной музыкой и классикой такая же, как и между фильмом и книгой – одна все показывает, другая требует работы воображения. Что лучше? Мой ответ – победила дружба. Свобода выбора! Вот, только я не хочу, чтобы люди лишались ВКМ, потому что им не объяснили что с ней делать.

    Полагаю, что у Вас возник вопрос: а зачем так напрягаться? Это выглядит надуманно, и вообще, явная глупость.

    И действительно, зачем надо слушать эту скучную музыку ?

    Отказываясь учиться слушать музыку, Вы все равно, что отказываетесь читать. Вы, может быть, и не пожалеете, но только потому, что не узнаете, что потеряли.

    Что для этого надо ?

    Совсем немного – дочитать эту статью и начать слушать музыку. Начните с прослушивания одной композиции по 3-4 минуты в день, а там как пойдет. Помните о том, что слушать музыку, не вникая – только вредить делу. Старайтесь тренировать дисциплину мыслей. Как только заметите, что отвлеклись, сосредотачивайтесь на музыке. Это умение пригодится и в жизни.

    Но не думайте, что это так уж сложно. В конце концов, от вас не требуется запомнить всю музыку до последней ноты, можете вообще не запоминать ничего. В этой музыке главное – ощущения. Эмоции. Иногда энергия.

    Хорошая музыка тем и отличается от плохой, что в хорошей Вы услышите самое главное обязательно.

    Данные правила можно применять не только в классической музыке. Наоборот! Применяйте ее ко всей музыке, особенно к музыке в фильмах, мультфильмах (очень хорошую музыку, яркую и понятную, писали к советским мультфильмам) – как только начался эпизод с музыкой, попытайтесь “перевести” ее.

    Небольшое отступление.

    Несмотря на то, что я музыкант и все время читаю статьи и книги по музыке, я почти нигде не видел описания “букв музыки” и “слов” ее языка. Только изредка мне попадались кое-какие крохи, по которым я учился. И вот теперь, овладев языком в достаточной мере (хочется надеяться на это), я хочу и Вас научить этому.

    Главной причиной написания этой статьи было то, что нигде я не видел хоть чего-либо подобного.

    Любители классической музыки называют современную музыку “ужасной”, “мерзкой”, требуют от детей чтобы они ее не слушали, говорят об упадке музыкального искусства. Учителя водят детей на “Лебединое озеро”, говорят им о “подлинной драме любви и смерти”, но не могут нормально объяснить, в чем это выражается.

    Приверженцы современной музыки говорят о классической “да нужна нам эту нудятина” и, в свою очередь, отказываются ее слушать.

    Никто не делает шага к примирению, и не пытается объяснить свою позицию. Соответственно, нет руководств к слушанью классической музыки (возможно, придется написать и обратное руководство – “от современников к классикам”).

    Не буду говорить о том, что современная дискотечная и популярная музыка плохая. Во-первых, я так не считаю. Во-вторых, моя цель – дать Вам выбор, а дальше Вы сами составите мнение и сравните. Я всего лишь хочу чтобы и Вы поняли классическую музыку.

    Особенно это будет полезно для Вас, если Вы музыкант, и неважно, играете ли Вы собственную музыку, или чужую, играете ли в пост–индустриальной панк–рок группе на ударных, или исполняете авторские песни под аккомпанемент банджо. Потому что натренированную дисциплину мыслей и понимание языка музыки Вы можете перенести и на свои музыкальные упражнения. Чем лучше Вы понимаете чужую музыку, тем лучше поймете и свою.

    А кроме этого, законы музыки, совершенно одинаковы во всех стилях и направлениях, и учась слушать классику, Вы учитесь понимать и всю остальную музыку. А кроме этого – и окружающий мир.

    Что не следует слушать для начала :

    Во-первых избегайте как чумы музыки двадцатого века. Исключения только для нескольких композиторов – Рахманинов, Хачатурян, Пьяцолла. Слушать Хиндемита или Стравинского без подготовки все равно что начинать тренировки со стокилограммовой штанги – можно возненавидеть всю классическую музыку на годы.

    Во-вторых, как это ни странно, но следует избегать двух из трех самых великих композиторов – Баха и Моцарта.

    Баха – потому что он писал полифонические произведения, то есть такие, в которых одновременно звучат несколько мелодий, а, соответственно, следует значительно сильнее напрягать мозги. Такую музыку оставьте на потом (избегайте всех полифонических сочинений, например концертов Генделя).

    Моцарта – потому что его музыка требует несколько иного подхода, другого восприятия. Не зная этого можно запутаться в его прихотливых мелодиях. То же самое относится к струнным квартетам Гайдна.

    В-третьих, постарайтесь не связываться с оперными ариями. Часто в ней подразумевается какая-то ситуация, о которой Вы можете не знать и составить неправильное впечатление. И вообще, для знакомства лучше подойдет инструментальная музыка.

    Что же остается ? Очень и очень много:

    Бетховен.

    Вивальди.

    Все Штраусы, кроме Рихарда (этого–на потом).

    Лист.

    Брамс.

    Рахманинов.

    Бизе.

    И многие, и многие другие.

    Особенно рекомендуется :

    Григ “Лирические пьесы”.

    Шуман “Карнавал”.

    Шопен – все кроме этюдов.

    Чайковский – фрагменты балетов.

    А также фрагменты балетов других композиторов (кроме вышеперечисленных).

    Движение

    Вы когда-нибудь задумывались, что такое музыка? Если обобщить, все что можно сказать о музыке, то получится такое определение:

    Музыка – это мир изображенный звуком.

    Подобно тому, как живопись отображает мир, наш, или непохожий на него визуально, музыка делает это с помощью звука. Но музыка далеко не всегда отображает сам звук этого мира (в отличие от других видов искусства) – все это делается с помощью различных ассоциаций.

    Чтобы рассеять возможное непонимание, замечу, что этим миром, может быть все что угодно: маскарад в Рио-де-Жанейро, похороны в Венеции, завтрак в Арктике, двое влюбленных в саду на лавочке, внутренний мир отдельно взятого человека, безжизненный (или наооборот) Марс, люди, чувства, фантазии, города, реки, страны…

    (Если подходить с технической стороны, то получается другое определение: музыка – это последовательность ритмически связанных звуков, но это Вам говорю только для общего развития)

    Но сейчас мне хочется обратиться к более узкому определению:

    Музыка – это движение, выраженное в звуке.

    Это определение в первую очередь доводят до молодых музыкантов, и это применимо к большей части музыки.

    Каждая нота каждой мелодии – это изображение какого-то движения.

    (Музыканты не случайно говорят о скачках, прыжках – за этими терминами скрываются ощущения.)

    В музыке может быть изображено любое движение – физическое или душевное.

    К примеру, движение ног. Не случайно под хороший марш или современный дэнс хочется топать в такт.

    Пример – Иоганн Штраус–отец – Марш Радецкого.

    Как известно, под марш обычно маршируют. То есть равномерно топают ногами – левой, правой, раз, два. Здесь такое движение изображено на протяжении всей пьесы.

    Гуно – Вальс из “Фауста”.

    А вот ритм вальса вызывает ассоциацию с чем-то вращающимся, даже если не представлять сам танец, не правда ли?

    Барриос-Мангоре – Тарантелла.

    Немного отличается от него ритм тарантеллы, но вызывает совершенно другие ассоциации – под него хочется прыгать вправо–влево.

    Россини – увертюра к опере “Вильгельм Тель”.

    Здесь тоже есть четкий ритм, но движения не ног, а скорее копыт, не правда ли?

    Вполне очевидно, что медленный, неинтенсивный, ритм вызывает ассоциации с медленным движением, а быстрый – с быстрым. Движение физическое, может и отсутствовать, но все равно в каком-то виде движение будет (например взгляд скользит по склону горы, появляется, то одна деталь, то другая). Если мелодия останавливается, то останавливается и движение, если поток нот постоянен, то постоянно и движение.

    Теперь простым движениям можно придать объемность – с помощью высот звуков. Высота – это одна из характеристик любого музыкального звука. Послушайте иллюстрацию к движению нот вверх и вниз. Так можно изобразить, например, качели.

    Шопен – Фантазия–экспромт – похоже на полет? С виражами?

    Что еще можно добавить к описанию движения? Громкость! Здесь все просто: чем громче, тем сильнее, интенсивнее, быстрее движение. Думаю, пример приводить не надо.

    Таким образом мы пришли к описанию движения в объеме с разными скоростями. Как Вы понимаете, различных вариантов движения (и их музыкальных описаний) – бесконечное количество, но все они описаны одним языком.

    (Интересный факт: в классической музыке почти нет изображений гор, зато сотни видов моря.)

    Особенно интересно, понять, причины этого движения. Например человек может идти медленно потому что:

    • устал;
    • не торопится;
    • задумался о чем то и сбавил шаг;
    • поднимается в гору, запыхался;
    • его ведут на расстрел, и он, естественно, еле шевелит ногами;
    • и т. д.

    Необходимые подсказки всегда можно найти.

    Конечно, выразительные возможности многих инструментов (особенно фортепиано) так велики, а в оркестре такое количество инструментов, что музыка может изображать в одно время сразу несколько движений. Так вот, в совокупности всех движений мы и попадаем в этот мир, изображенный звуком, когда представляем себе:

    … противники кружат друг вокруг друга, нанося и отражая удары ножами. Все быстрее и быстрее блеск ножей. И вдруг – один ранен, он сжимает плечо, но продолжает упорно сражаться. Еще через несколько секунд ему удается достать врага, и у того на рубахе расползается кровавое пятно. Противники бросаются вплотную, яростно сжимают друг друга, вместе валятся на землю. Уже ясно кто победил – он вскакивает и бросается в темноту улиц, а неудачник пытается приподняться, но силы покидают его, и он падает на холодную мостовую, теряя сознание.

    Или более статично: …Вы на улице посреди веселья карнавала, но Вам не до того. Там, невдалеке, на балконе вдали от Вас стоит Она (или Он), но Он(а) на Вас не смотрит, хотя Вы взываете к нему (к ней) все громче.

    Вы конечно будете смеяться, но такой сюжет есть почти во всей классической музыке.

    Прежде чем читать дальше, рекомендую Вам послушать какое-нибудь произведение. И как только оно начнется, постарайтесь определить, какое движение в нем изображено. Нарисуйте себе этот мир.

    Отношение

    Теперь, когда Вы разобрались с основами можно углубиться в более тонкие материи. Если помните, то в произведении всегда есть не только само движение, но и причина. Понять причину не всегда просто, но есть хорошая подсказка – отношение. Под этим словом я подразумеваю то, какое настроение вызывает у нас музыка – радость, печаль , возвышенное ликование, бурный гнев, “а нам все равно”…

    Отношение создается с помощью массы элементов. Отношение, не так однозначно, как движение, оно может меняться и, зачастую, меняется каждые несколько секунд.

    Одно из средств создания настроения – скорость (или темп). Если Вы пройдет сто метров шагом, Ваше настроение будет совсем не таким, как если бы Вы их пробежали. Понятно, что неторопливые темпы ассоциируются с чем-то спокойным. Быстрые темпы возбуждают. Очень быстрые иногда пугают. Медленные темпы тоже заставляют напрягаться, так как они ненормальны для человека (почти любое нарочито медленное произведение вызывает ассоциации с похоронами).

    Другой способ – высота, уже знакомая Вам. Здесь действуют правила, заложенные в нас эволюцией. Чем ниже звук, тем больше издающий его предмет. Очень низкие звуки издают очень крупные предметы – их мы опасаемся. Очень высокие звуки возникают в природе в очень редких случаях – их тоже. Наиболее спокойно воспринимаются звуки лежащие в диапазонах человеческих голосов. Во многих произведениях мелодия многократно повторяется в разных голосах – то выше, то ниже.

    Следующий способ создания настроения – ритм. Ритм можно подчеркивать, это создает впечатление неотвратимости или уверенности. Если ритм, наоборот все время “уплывает”, то это напоминает неуверенность.

    Еще один способ – тембр. Под этим умным словом скрывается окраска звука. Скажем арфа и фортепиано могут издать звук одной и той же высоты и громкости, но по тембру мы различим инструменты. Чтобы было совсем понятно, скажу, что по тембру мы легко отличаем голос человека, даже если он старается говорить как другой.

    Так вот, одну и ту же мелодию можно сыграть и на арфе, и на флейте и еще тысяче инструментов. Композиторы подбирают такой инструмент, а исполнители – такой способ игры, что бы соответствовать настроению мелодии. Скажем флейта, гобой вызывают легкие, нежные ассоциации, а трубы – впечатление рока, неотвратимости.

    И наконец осталась немаловажная составляющая – гармония, которая должна быть на первом месте, но все не так просто (некоторые могут очень сильно удивиться, но она не всегда имеет первостепенное значение). Гармония – это вертикальные (то есть одновременные) сочетания звуков. Они могут быть напряженными (требующими дальнейшего развития – диссонансными) и спокойным (консонансными), радостными (мажорными) и грустными (минорными). Все эти виды непрерывно чередуются, и в их развитии создается определенное настроение.

    Гармония в некоторых случаях выплывает на первый план–когда нет явных движений и отношения. Посоветовать как ее “переводить” нелегко. Просто постарайтесь понять, какое настроение вызывает сочетание звуков в данный момент и как оно меняется со временем.

    А теперь отвлекитесь от чтения и послушайте что-нибудь еще.

    “Внутренняя” музыка

    Есть случаи, в которых правила приведенные выше могут не сработать. Как ни гоняйся за движениями у Моцарта, ничего не поймаешь. Но есть способ понять и его.

    Если Вы уже наслушались и напереводились музыки (чего Вы, конечно, не сделали), то должны были уже понять, что у каждой эпохи и композитора своя система ценностей. Кто-то рисует нам идиллические миры, кто-то ужасы несправедливости, а некоторые композиторы–внутренний мир одного человека. Соответственно эти произведения и надо слушать “изнутри”. Ищите смысл не снаружи, ищите внутри себя. Тогда ритмы чаще всего превращаются в ритмы сердца и дыхания – и сразу можно понять, волнуется человек или радуется. Движения и отношение превращаются в ощущения (ясность в голове, холодок по спине). Постоянно повторяющиеся кусочки мелодии – в идею-фикс, к которой “подопытный” все время возвращается, а прихотливые продолжения – в разные мысли по тому же и по другим поводам.

    В таких произведениях может фигурировать и несколько человек.

    А теперь – марш за Моцартом и без волшебной флейты не возвращайтесь ;) !

    Колорит

    Про колорит можно сказать совсем немного, но он очень помогает в переводе.

    Если объяснять, что такое колорит, то можно сказать, что это сочетания особых ходов в мелодиях, гармоний, ритмов. Именно колорит придает национальную окраску музыке, и следовательно, помогает определить место действия. Вспомните, как узнаваема восточная музыка, индейская, фламенко. У многих композиторов “свое лицо” – благодаря колориту. У Пьяццоллы, например, что ни произведение, так прокуренный бар в порту в Южной Америке. Или дешевый отель неподалеку.

    Колорит возникает не сам по себе, его определяет окружение, природа и люди. Соответственно, он может даже в пределах одной страны отличать горы от холмов, леса от рощ, города от поселков городского типа. Что бы хорошо понимать колорит нужна хорошая тренировка. Практикуйтесь – постепенно Вы будете вникать все глубже и глубже.

     

    Форма

    Если сказать максимально просто, то форма – это то, какие части есть в произведении и как они соотносятся друг с другом. Хорошо знакома вам всем песенная форма из запева с одной мелодией и припева с другой. Запев и припев чередуются, а еще иногда между ними появляется инструментальный проигрыш.

    В классической музыке используют много вариантов разных форм. Например очень часто встречается такой: печальная первая часть, затем похожая на нее, но радостная вторая и в конце повтор первой. Это похоже на то, как кто-то вспоминает неудавшуюся любовь, затем вспоминает радостные моменты, но потом возвращается к грусти. Вообще, если в конце произведения повторяется первая часть, то вполне очевидно, что в конце концов ситуация не изменилась, или, “с чего началось, тем и заканчивается”. А если концовка другая – значит что-то изменилось.

    Композиторы напридумали и применяют множество разных форм, но вовсе не надо знать их, что бы понять музыку. Просто постарайтесь понять, какие впечатления вызывает данная часть. Как эти чувства отличаются от чувств, вызываемых другими частями? Что противопоставляется? Если часть повторяется, то как изменилось ее восприятие?

    В результате чередования частей может получиться даже не рассказ, вроде описанных в главе “Движение”, а целый роман, в котором действует десяток персонажей, а сюжетные линии лихо закручены.

    Второе введение, которое я убрал из начала, так как не хотел, чтобы Вы скучали, поэтому Заключение

    Я тоже ненавидел классическую музыку. Очень долго. С детства в течение более чем десяти лет. А потом задумался. Почему одни люди любят эту музыку, другие ненавидят? Само по себе это уже признак чего-то интересного.

    Я начал слушать и эту музыку, слушал ее по несколько часов в день, но не воспринимал. Пока не понял главного. Что надо не просто слушать, а вникать. И начал вникать.

    Ну что ж, если Вы и не приобщились к ВКМ после прочтения этой статьи, то, по крайней мере, поняли, почему любители ее недолюбливают музыку современную. Привыкнув переводить они ищут смысл в этих композициях, но находят только примитивные идеи. Такая музыка им быстро надоедает, а потом начинает раздражать.

    Все, написанное в этой статье, является личным бредом автора. Возможно, что-то в ней покажется Вам глупым. Возможно, послушав ВКМ Вы поймете, что все совсем не так. Но Вы поймете, что такое ВКМ, а я этого и хотел.