7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
СТАТЬИ
О разделе
Вопросы и ответы для музыкантов
Общие сведения об импровизации
Как я пишу музыку
Музыка на компьютере
Обработка звука
Быстро и недорого
Урок аранжировки
Probe
Impulse Tracker
Fast Tracker
Сделай сам...
Хомус
Синтезатор это просто
Любите классику
Доработка зв. карты
Миди плееры
MP3 - реальный поток
Mp3 файлы и качалки
О MIDI, GM, XG...
Midi и Wav, Midi в Wav
Что проще колеса?
Виртуальное пианино
Типы синтеза...
От репетиции до записи
Виды эффектов
Микрофоны
Убираем щелчки
Автоаранжировщики
  • Band-In-A-Box
  • EasyKeys
  • Visual Arranger
  • Муз-конструкторы
  • Аудио конструкторы
  • DoREMix
  • Koan X Platinum
  • Mixman
  • О SB Live!
  • Доработка SB Live!
  • Проблемы SB Live!
  • Эффекты карты
  • APS Live! драйвера
  • Сонар
  • DXi инструменты
  • DXi DR-008 DXi2
  • DXi LiveSinth Pro
  • Настраиваем Cakewalk. Часть 1, 2, 3, 4, 5
    Работаем в Cakewalk
  • Менеджер треков
  • Piano Roll
  • Меню Edit
  • Эффекты реального времени
  • Меню Insert
  • Меню Go и Track
  • Меню Tools
  • Апгрейд Cakewalk 9.0
  • Wheel
  • Home Recording
    Творческие костыли
    Jammer Pro:I
    Jammer Pro:II
    Jammer Pro:III




    Музыкальные конструкторы

    Павел Живайкин

    Взрослые люди часто испытывают сожаление из-за нехватки музыкальных знаний и неумения играть на каком-нибудь инструменте. Как часто появляется желание не только слушать музыку, но и самому ее сочинять!

    Понимая, что стать виртуозом Москвы или Жмеринки, конечно, не удастся, нам все же хочется реализовать свою мечту - написать музыку. В этой статье речь пойдет о компьютерных программах, которые позволят создавать новые несложные музыкальные произведения, не требуя от вас специальных знаний и навыков.

    Докомпьютерные музыкальные программы

    Театр, изобразительное искусство, литература обращаются к человеку с помощью образов, навеянных реальным окружающим миром. Инструментальная музыка -искусство уникальное, так как оно полностью основано на абстрактных понятиях и математических алгоритмах. Это отмечали как древнегреческие философы и средневековые алхимики, так и авторы современных музыкальных школ и направлений.
    Разумеется, такое свойство инструментальной музыки дразнило умы не одного поколения и порождало различные попытки «механизировать», «автоматизировать», а в последнее время «запрограммировать» процесс создания музыкального произведения. В прошлом столетии пользовалось популярностью своеобразное пособие по сочинению менуэта, приписываемое то Вольфгангу Амадею Моцарту, то его отцу Леопольду Моцарту.
    Это пособие представляло собой матрицу или таблицу, в которой столбцы соответствовали номеру такта предполагаемого менуэта, а строки содержали различные варианты этого такта.
    Музыкальные фразы в столбцах были подобраны так, чтобы любая из них хорошо стыковалась с любой фразой из предыдущего и из последующего столбца. На основе этой матрицы сочинить свой собственный менуэт мог любой абсолютно непросвещенный и бесталанный человек:
    записывалась произвольная понравившаяся фраза из первого столбца, вторым тактом дописывалась любая фраза из второго -и т.д. (1D-2A-3C-...). Получившееся произведение отвечало всем академическим требованиям этого жанра -голосоведение, гармония, музыкальная форма, фактура.
    Не знаю, сколько было сочинено менуэтов на основе этой методики, но я тут же набросал такое же пособие по созданию песен «Битлз». Результат меня настолько поразил, что теперь я считаю «сочиненной» мелодией только ту, которая появляется «ниоткуда, сразу и целиком». Ведь, в отличие от многочисленных домашних синтезаторов с автоаранжировкой в различных стилях, с помощью таких пособий создается не только аккомпанемент, но и мелодия.
    Естественно, что компьютерная индустрия, основанная на подобных же формальных логических принципах, не могла оставить в стороне замечательную идею средневекового гения. Я рад появлению подобных программ и не считаю, что они как-то ущемляют интересы обычных музыкантов.
    Музыкальное произведение в таких программах создается с помощью шаблонов, алгоритмов, образцов - точно так же, как ребенок собирает дом или машину из деталей конструктора. Их можно сцеплять, складывать линию или вертикальную башню, склеивать и добавлять новые посторонние элементы. Программы подобного типа можно по аналогии назвать музыкальными конструкторами. Главное их отличие от автоаранжировщиков в том, что они не требуют совсем никаких музыкальных знаний. Вы руководствуетесь только собственным художественным вкусом, здравым смыслом и чувством меры.

    MIDI-конструкторы

    Все множество таких программ можно разделить на две принципиально различные группы. Одна из них работает на основе MIDI-технологии, т. е. оперирует MIDI-сообщениями. Вторая группа работает со звуковыми файлами или со звуком в реальном времени.

    Музыкальные конструкторы, связанные с MIDI-технологией, немного схожи с программами-автоаранжировщиками, которые все же требуют хотя бы знания ак
    кордовых обозначений. MIDI-конструкторам вовсе не обязательно задавать определенную гармоническую схему.

    Аудиоконструкторы

    Аудиоконструкторы в качестве исходных кирпичиков используют аудиофайлы различных форматов, и чем выше качество звука, тем больше этих «кирпичиков» на жестком диске. Поэтому аудиоконст-рукторы по сравнению с аналогичными MIDI-программами предъявляют к компьютеру более высокие требования (и к памяти, и к процессору, и к жесткому диску).

    Зато «репертуар» исходных элементов не ограничивается инструментальными пассажами, можно добавить шумы, выкрики и даже развернутые вокальные фразы. Почти все аудиоконструкторы (вполне оправдывая свое название) позволяют добавить к «собранной» пьесе дополнительный трек, на который вы можете записать свой вокал или инструментальное соло.