Музыкальные конструкторы
   Павел Живайкин 
		   
 
           
       Взрослые люди часто испытывают сожаление из-за нехватки 
         музыкальных знаний и неумения играть на каком-нибудь инструменте. 
         Как часто появляется желание не только слушать музыку, но 
         и самому ее сочинять! 
         Понимая, что стать виртуозом Москвы или Жмеринки, конечно, 
         не удастся, нам все же хочется реализовать свою мечту - 
         написать музыку. В этой статье речь пойдет о компьютерных 
         программах, которые позволят создавать новые несложные музыкальные 
         произведения, не требуя от вас специальных знаний и навыков. 
         Докомпьютерные музыкальные программы 
        Театр, изобразительное искусство, литература обращаются 
         к человеку с помощью образов, навеянных реальным окружающим 
         миром. Инструментальная музыка -искусство уникальное, так 
         как оно полностью основано на абстрактных понятиях и математических 
         алгоритмах. Это отмечали как древнегреческие философы и 
         средневековые алхимики, так и авторы современных музыкальных 
         школ и направлений.  
         Разумеется, такое свойство инструментальной музыки дразнило 
         умы не одного поколения и порождало различные попытки «механизировать», 
         «автоматизировать», а в последнее время «запрограммировать» 
         процесс создания музыкального произведения. В прошлом столетии 
         пользовалось популярностью своеобразное пособие по сочинению 
         менуэта, приписываемое то Вольфгангу Амадею Моцарту, то 
         его отцу Леопольду Моцарту.  
         Это пособие представляло собой матрицу или таблицу, в которой 
         столбцы соответствовали номеру такта предполагаемого менуэта, 
         а строки содержали различные варианты этого такта.  
         Музыкальные фразы в столбцах были подобраны так, чтобы любая 
         из них хорошо стыковалась с любой фразой из предыдущего 
         и из последующего столбца. На основе этой матрицы сочинить 
         свой собственный менуэт мог любой абсолютно непросвещенный 
         и бесталанный человек:  
         записывалась произвольная понравившаяся фраза из первого 
         столбца, вторым тактом дописывалась любая фраза из второго 
         -и т.д. (1D-2A-3C-...).  Получившееся 
         произведение отвечало всем академическим требованиям этого 
         жанра -голосоведение, гармония, музыкальная форма, фактура. 
          
         Не знаю, сколько было сочинено менуэтов на основе этой методики, 
         но я тут же набросал такое же пособие по созданию песен 
         «Битлз». Результат меня настолько поразил, что теперь я 
         считаю «сочиненной» мелодией только ту, которая появляется 
         «ниоткуда, сразу и целиком». Ведь, в отличие от многочисленных 
         домашних синтезаторов с автоаранжировкой в различных стилях, 
         с помощью таких пособий создается не только аккомпанемент, 
         но и мелодия.  
         Естественно, что компьютерная индустрия, основанная на подобных 
         же формальных логических принципах, не могла оставить в 
         стороне замечательную идею средневекового гения. Я рад появлению 
         подобных программ и не считаю, что они как-то ущемляют интересы 
         обычных музыкантов.  
         Музыкальное произведение в таких программах создается с 
         помощью шаблонов, алгоритмов, образцов - точно так же, как 
         ребенок собирает дом или машину из деталей конструктора. 
         Их можно сцеплять, складывать линию или вертикальную башню, 
         склеивать и добавлять новые посторонние элементы. Программы 
         подобного типа можно по аналогии назвать музыкальными конструкторами. 
         Главное их отличие от автоаранжировщиков в том, что они 
         не требуют совсем никаких музыкальных знаний. Вы руководствуетесь 
         только собственным художественным вкусом, здравым смыслом 
         и чувством меры. 
        MIDI-конструкторы 
        Все множество таких программ можно разделить на две принципиально 
         различные группы. Одна из них работает на основе MIDI-технологии, 
         т. е. оперирует MIDI-сообщениями. Вторая группа работает 
         со звуковыми файлами или со звуком в реальном времени. 
         Музыкальные конструкторы, связанные с MIDI-технологией, 
         немного схожи с программами-автоаранжировщиками, которые 
         все же требуют хотя бы знания ак 
         кордовых обозначений. MIDI-конструкторам вовсе не обязательно 
         задавать определенную гармоническую схему. 
        Аудиоконструкторы 
        Аудиоконструкторы в качестве исходных кирпичиков используют 
         аудиофайлы различных форматов, и чем выше качество звука, 
         тем больше этих «кирпичиков» на жестком диске. Поэтому аудиоконст-рукторы 
         по сравнению с аналогичными MIDI-программами предъявляют 
         к компьютеру более высокие требования (и к памяти, и к процессору, 
         и к жесткому диску). 
         Зато «репертуар» исходных элементов не ограничивается 
         инструментальными пассажами, можно добавить шумы, выкрики 
         и даже развернутые вокальные фразы. Почти все аудиоконструкторы 
         (вполне оправдывая свое название) позволяют добавить к «собранной» 
         пьесе дополнительный трек, на который вы можете записать 
         свой вокал или инструментальное соло.
   
 
 
 |