7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГИТАРА
Теория
Историческая справка
Общие сведения
Запись нот
Практика
Настройка
Извлечение звука
Звукоряд
Динамические оттенки
Аккорды, гаммы
Медиатор
Баррэ
Повышение техники исполнения
Повышение техники исполнения (продолжение)
Нотное приложение
Джаз-аккомпанемент
Введение
Обращения септаккордов
Гармонические модели
Аппликатура
Блюзовая гармония
Упражнения
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Обозначения аккордов
Мажорные и минорные трезвучия
Увеличенные и уменьшенные трезвучия
Мажорные и минорные секстаккорды
Малый мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд
Малый мажорный с увеличенной и уменьшенной квинтой
Большой и малый минорные септаккорды
Увеличенный и полууменьшенный (малый вводный) септаккорды
Уменьшенный септаккорд
Большой нонаккорд
Малый нонаккорд


Тестируем стратегии и тактики в Лаки Джет.



Настройка гитары

Леонид Гурулев

Прежде чем играть на гитаре, ее надо очень тщательно настроить. Начинать настройку следует от 1-ой струны, то есть от самой тонкой. Первая струна по своему звучанию должна соответствовать звуку ми первой октавы. Чтобы получить этот звук, надо воспользоваться фортепиано или камертоном ля. Камертон — это раздвоенная стальная пластинка, которая при ударе о какой-либо предмет издает звук ля.

Прижимая первую струну на пятом ладу пальцем левой руки, надо довести ее до звучания ля путем натягивания или ослабления, причем пальцем правой руки надо ударять по этой струне, чтобы слышать ее звучание. Когда струна будет звучать в унисон (одинаково) с камертоном или фортепиано, — значит, она настроена. Если отпустить палец левой руки и ударить пальцем правой руки по первой струне, то она будет соответствовать звуку ми.

2-ая струна настраивается по 1-ой: надо прижать 2 струну на пятом ладу и довести ее до одинакового звучания с 1-ой . Когда она зазвучит в унисон с 1-ой — значив она настроена.

3-ья струна настраивается по 2 по такому же принципу, только ее следует прижимать на четвертом ладу.

4-ая струна настраивается по 3: надо 4 струну прижать на пятом ладу и довести ее до одинакового звучания с 3.

5 струна настраивается no 4: 5 струну надо прижать на пятом ладу и довести звучания с 4.

6 струна настраивается по 5 так же, как 5 с 4, то есть прижимать надо на пятом ладу.

Кратко о настройке гитары можно сказать следующее:

1-ая струна настраивается по камертону или фopтeпиано,
2 струна, прижатая на 5-м ладу, настраивается в унисон с 1-ой,
3 струна, прижатая на 4-м ладу, настраивается в унисон со 2-ой,
4 струна, прижатая на 5-м ладу, настраивается в унисон с 3-ей,
5 струна, прижатая на 5-м ладу, настраивается в унисон с 4-ой,
6 струна, прижатая на 5-м ладу, настраивается в унисон с 5-ой.

Струны гитары в нотах обозначаются цифрами в кружочках:

В дальнейшем гитару следует настраивать по слуху.

Примечание. Если при настройке гитары нет камертона или другого инструмента, по которому определяется звучание первой струны, надо первую струну натянуть так. чтобы она издавала довольно высокий звук и не дребезжала, а по ней уже возможно настроить остальные струны.

Таким образом, открытые (неприжатые) струны гитары после настройки соответствуют следующим звукам:

http://www.7not.ru/guitar/images/stroy.gif

ми

си

соль

ре

ля

ми

1 стр.

2 стр.

3 стр.

4 стр.

5 стр.

6 стр.

Для настройки гитары щелкните мышкой по названию ноты.

Настройка гитары довольно сложное занятие для начинающего гитариста. Требуется определенный навык. И не надо отчаиваться при появлении трудностей.

ПОСАДКА

http://www.7not.ru/guitar/images/gp1.gifКогда гитара настроена, играющий должен сесть на стул, левую ногу поставить на подставку высотой в 10— 12 см., кузов гитары выемкой положить на левое колено. Гриф должен быть приподнят так, чтобы головка его была на одном уровне с плечом. Правую ногу надо отклонить в сторону, так как она не поддерживает инструмент. Нижняя дека прижимается к груди. Верхняя дека по отношению к полу находится в вертикальном положении. Гитара в руках играющего должна быть очень устойчива.

ПОСТАНОВКА ПРАВОЙ РУКИ

Правая рука должна извлекать звук и в то же время придерживать инструмент. Звук извлекается посредством щепка или удара по струнам кончиками пальцев.

http://www.7not.ru/guitar/images/gp2.jpgБольшой палец производит шипок от себя, а остальные три пальца — к себе. Верхняя часть предплечья (у локтя) кладется на ребро нижней части инструмента, кисть руки находится над струнами в полусогнутом положении и отклонена вправо. При извлечении звука кисть должна быть неподвижна, но не должна напрягаться. Пальцы также находятся в полусогнутом положении, и кончики их извлекают звук у нижней части звуковой розетки.

Условные обозначения пальцев правой руки (аппликатура) (Об аппликатуре более подробно будет сказано дальше)
большой палец - р или +
указательный палец - i или .
средний палец - m или ..
безымянный палец - а или ...

http://www.7not.ru/guitar/images/gp3.jpg
ПОСТАНОВКА ЛЕВОЙ РУКИ

Во время игры на гитаре пальцы левой руки должны быть в полусогнутом положении. Струны прижимают кончиками пальцев при игре всеми приемами, кроме баррэ (о приеме баррэ будет сказано дальше), пальцы в суставах не прогибать, за исключением указательного пальца, который прогибается, когда прижимает одновременно две или три струны.

Большой палец струн не прижимает, он служит опорой для четырех пальцев, прижимающих струны; поэтому он не должен быть виден из-под грифа. Струны надо прижимать около металлических пластинок, но не сдвигать их в сторону. Ногти должны быть коротко острижены.

Условные обозначения пальцев левой руки (аппликатура) :
указательный палец – 1
средний – 2
безымянный – 3
мизинец - 4

http://www.7not.ru/guitar/images/gp4.gif

http://www.7not.ru/guitar/images/gp5.gif

ДВИЖЕНИЕ ПАЛЬЦЕВ ПРИ ИГРЕ

Если начинающий с первых же упражнений усвоит правильные приемы, это послужит ему хорошей основой для дальнейшего развития техники обеих рук. Движение пальцев при игре вызывается сокращением мускулов. Их напряженность не должна быть постоянной. Как только появляются первые признаки утомления, нужно делать небольшой перерыв в занятиях и прибегать к простому и действенному средству — опусканию вниз руки. Частое механическое (бессознательное) повторение какого-нибудь упражнения может принести только вред.

Пальцы правой руки заставляют звучать струну посредством ударов. Важной предпосылкой является свое собственное представление (ощущение) тона, который должен возникнуть как результат правильного движения пальцев. Абсолютных норм удара не существует: звук всегда будет иметь индивидуальную окраску. Очень многое зависит, конечно, и от инструмента, от выбора струн и т. д.

Приготовленный для удара палец должен находиться вертикально по отношению к струне, при таком положении соприкосновение придает большую силу удара, делая звук звенящим и богатым обертонами. Таким образом, правильность удара зависит от положения руки по отношению к струнам. Каждый перегиб сустава руки вызывает застой кровообращения. Непринужденность тут является правилом.

В результате неправильной постановки и неправильного удара инструмент звучит тускло, неинтересно.