7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГИТАРА
Теория
Историческая справка
Общие сведения
Запись нот
Практика
Настройка
Извлечение звука
Звукоряд
Динамические оттенки
Аккорды, гаммы
Медиатор
Баррэ
Повышение техники исполнения
Повышение техники исполнения (продолжение)
Нотное приложение
Джаз-аккомпанемент
Введение
Обращения септаккордов
Гармонические модели
Аппликатура
Блюзовая гармония
Упражнения
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Обозначения аккордов
Мажорные и минорные трезвучия
Увеличенные и уменьшенные трезвучия
Мажорные и минорные секстаккорды
Малый мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд
Малый мажорный с увеличенной и уменьшенной квинтой
Большой и малый минорные септаккорды
Увеличенный и полууменьшенный (малый вводный) септаккорды
Уменьшенный септаккорд
Большой нонаккорд
Малый нонаккорд




Характерная гармония блюзов

Данный материал отсканировал и прислал А.Волков (Вильнюс)

Блюз - один из неиссякаемых источников вдохновения для музыкантов всех стилей. Основополагающая схема так называемого архаического блюза проста, это двенадцатитактовый период, включающий в себя три четырехтактовых предложения:

http://www.7not.ru/guitar/images/90_1.gif

Характерной особенностью блюзовой гармонии является наличие доминантового качества на IV ступени лада во втором, пятом и шестом тактах.Приведенный пример - предельно упрощенный вариант, почти не встречающийся в чистом виде, за много лет появилось множество модификаций гармонии. В исполнительной практике принято различать архаичный (Old Blues) и современный (Modern Blues) блюз.
Для любой схемыдополнительное напряжение может быть создано при помощи нисходящих хроматических аккордов:

http://www.7not.ru/guitar/images/90_2.gif

Также одним из характерных приемов в импровизации - использование "рефрена-брейка", в котором гармония меняется в момент исполнения брейка. (Здесь понимается, что рефрен - два с половиной такта от начала каждого предложения, брейк - полтора такта до конца предложения):

http://www.7not.ru/guitar/images/90_3.gif

Обилие аккордов здесь кажущееся, поскольку для архаичного блюза типичны медленный и средний темпы.То же самое можно встретить во втором и третьем предложениях:

http://www.7not.ru/guitar/images/91.gif

Обратите внимание на ритмическое оформление последних двух тактов схемы. Это пример типичного блюзового каданса.
Возникнув в среде американских негров, блюз со временем впитал в себя традиции европейского музицирования, особенно в области гармонии. Приведенный ниже вариант гармонии тактов 9-12 приближается к звучанию песни:

http://www.7not.ru/guitar/images/92.gif

А теперь приведем вариант гармонизации блюзовой схемы с интенсивным использованием хроматических септаккордов в тональности фа-мажор. Проанализируйте ее и выучите наизусть.

http://www.7not.ru/guitar/images/93_1.gif

http://www.7not.ru/guitar/images/93_2.gif

Приводим также блюзовые схемы, выразительность которых так велика, что позволяет использовать всего по два звука из каждого аккорда, где чередуются терцовые и септимовые тоны. Функциональная определенность создается благодаря линии баса:

http://www.7not.ru/guitar/images/95.gif

Тенденция к усложнению блюзовой гармонии существовала во все времена его бытования. Для расширения возможностей при импровизации в архаический блюз вводились новые аккорды и целые аккордовые прогрессии. Но тем не менее и современные блюзы состоят из трех четырехтактных предложений. Любые изменения, происходящие в гармонии, в конечном итоге способствуют усилению своеобразного блюзового эффекта.
Важным моментом в исполнении блюза являются кульминации. Их хорошо подготавливают квинтовые модели, создавая ощущение движения, определенного импульса.Кульминационной точкой в блюзовом квадрате является аккорд IVx в начале второго предложения, к которому направлено развитие аккордовой последовательности:

http://www.7not.ru/guitar/images/95_2.gif

Надстраивая и альтерируя ступени аккордов, можно получить и более современное звучание. Естественно, что в творчестве музыкантов разных джазовых направлений гармония блюза постоянно модифицируется. В результате длительной исполнительсной практики сложиллись более или менее устойчивые последовательности современного блюза:

http://www.7not.ru/guitar/images/97.gif

Последняя схема в) имеет с блюзом далекое родство, поскольку в ней преобладают модели квинтового круга. Вот ее более подробное изложениев до-мажоре , смена аккордов происходит на каждую четверть такта:

http://www.7not.ru/guitar/images/98_1.gif

http://www.7not.ru/guitar/images/99_3.gif

Кроме того встречается схема в минорном ладу, получившая названия "минорный блюз", он имеет несколько вариантов, приводим один из них в тональности ми-минор:

http://www.7not.ru/guitar/images/100.gif

Приведенные блюзовые схемы далеко не исчерпывают все возможные варианты, так как исполнительская практика создает все новые и новые образцы гармонизации.