|
|
|
ЗвукорядЛеонид Гурулев
Прижимая каждую струну на отдельных ладах, получаем звукоряд: Примечание: Цифры, указывающие лады (нотная строка "ТАВ"), соответствуют пальцам левой руки. Этот звукоряд необходим на первых занятиях, он дает наиболее наглядное представление, на каких ладах следует извлекать звуки. Выучим упражнение на овладение приемами игры "сверху вниз" и "снизу вверх" (таким образом следует ударять по струнам). До этого времени Вы играли упражнения, записанные целыми нотами, половинными и четвертными, а теперь немного будем усложнять. Пора переходить к восьмым и шестнадцатым. Чтобы легче было высчитывать эти длительности, будем прибавлять к основному счету слог "и". Пример: "Раз-и, два-и..." Таким образом, каждая четверть в счете разделилась пополам. Если теперь встретятся восьмые, то очень легко их будет высчитать. Да, кстати, в конце упражнения стоит пауза (четвертная). Так вот, она тоже считается за "человека"... то есть за длительность, только в это время руки можно спрятать за спину, чтобы не играли. Ну, а теперь еще одно упражнение. Напомню, что цифра, обозначающая номер лада, еще и обозначает (по-крайней мере, в данном случае) аппликатуру. Я все время своим ученикам (хоть на гитаре, хоть на другом инструменте) во время уроков, особенно начинающим, повторял, что надо следить за аппликатурой, положением рук и тела. Вот и представьте себе, что я стою над душой у Вас и "нудю": "Пальцы не напрягайте, ни в коем случае не перегибайте. Струны надо зажимать подушечками пальцев..." Ну что, надоел я Вам? Если надоел, лучше по-хорошему запомните это. Ну и в любом случае (надоел ли, нет ли) я Вам скажу, что на второй сранице дополнительных упражнений есть еще кое-что для Вас. Только еще раз прочитайте: "Пальцы не напрягайте, ни в коем случае не перегибайте. Струны надо зажимать подушечками пальцев..." Короче, следите за осанкой. Если устанете, - отдохните и... снова в бой. Еще одна небольшая "новинка": ноты расположенные одна над другой, исполняются одновременно. ЛИГАДве или несколько одинаковых нот, связанные друг с другом дугами (лигами), составляют один непрерывный звук, длительность которого равняется сумме длительности всех этих нот. Например: Давайте попробуем сыграть небольшой пример на гитаре. Так сказать, для закрепления пройденного материала. Для начала послушаем. НОТА С ТОЧКОЙТочка, поставленная с правой стороны ноты, увеличивает ее длительность на половину звучания А теперь, для закрепления материала и дополнительной тренировки разучим упражнение. Играем ровно, не торопимся, не напрягаемся. Конечно, не спорю, хорошо, когда есть строка с табулатурой, где обозначены на каком ладу и какая нота расположена на грифе гитары, но Вы уж, пожалуйста, поглядывайте на верхний нотоносец и запоминайте названия нот. А кому совсем уж трудно будет, то я для Вас нарисовал такой же рисунок, но только с подписанными названиями нот (скачать). Разберем новую тему. ЗАТАКТ. Очень часто музыкальные произведения начинаются с неполного такта. Такой такт называется затактом. Вроде бы, ну и что, что он неполный. Попробую объяснить попроще. Обычно первая доля (первый звук в такте) звучит более сильней, чем остальные. Как бы на него ставится ударение. А когда произведение начинается из-за такта, то ударение делается (обычно) на первый звук следующего такта. Послушайте внимательно. Я специально "усилил" первую ноту в каждом такте. А теперь разучим несколько простых мелодий. Старайтесь добиваться кроме ровного звучания (что само собой разумеется) выделения сильной доли. Из таких вот нюансов и получается красота музыки. Попробуйте разучить без табулатурного обозначения. Это и будет Вашим домашним заданием. Послушаем. Не надо так сильно выделять сильную долю, как я. Я Вам показываю для примера, чтоб слышно было лучше. Более подробно о сильных и слабых долях будет рассматриваться в разделе "Теория музыки". Послушаем. Затем постараемся разучить. Надо обратить внимание на ноту с точкой в четвертом такте (напомню, что по длительности это будет равно трем восьмым). Остальные ноты надо играть по возможности ровно.
|