7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГИТАРА
Теория
Историческая справка
Общие сведения
Запись нот
Практика
Настройка
Извлечение звука
Звукоряд
Динамические оттенки
Аккорды, гаммы
Медиатор
Баррэ
Повышение техники исполнения
Повышение техники исполнения (продолжение)
Нотное приложение
Джаз-аккомпанемент
Введение
Обращения септаккордов
Гармонические модели
Аппликатура
Блюзовая гармония
Упражнения
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Обозначения аккордов
Мажорные и минорные трезвучия
Увеличенные и уменьшенные трезвучия
Мажорные и минорные секстаккорды
Малый мажорный септаккорд
Большой мажорный септаккорд
Малый мажорный с увеличенной и уменьшенной квинтой
Большой и малый минорные септаккорды
Увеличенный и полууменьшенный (малый вводный) септаккорды
Уменьшенный септаккорд
Большой нонаккорд
Малый нонаккорд


Терморегулирующий вентиль: терморегулирующии вентиль promcool.ru.



Использование прогрессивной аппликатуры в практике джазового аккомпанемента

Данный материал отсканировал и прислал А.Волков (Вильнюс)

Особенности джазовой гармонии (в частности свинга), рассмотренные нами ранее, наиболее проявились в творчестве композиторов Дж.Гершвина, Дж.Керна, К.Портера, Р.Роджерса, Д.Эллингтона и др. Многие произведения, написанные несколько десятилетий назад, и поныне в репертуаре джазовых коллективов.
Эти композиторы творили в различных жанрах, и особенно в песенном - очень популярном в период свинга. Чаще всего такие песни написаны в форме А-А-В-А, где А и В - различные в мелодическом и гармоническом отношении части.
Каждая песня, широко используемая джазовыми музыкантами в качестве темы для импровизаций, конечно имеет свои гармонические и мелодические особенности. Тем не менее можно обнаружить некоторые устоявшиеся гармонические последовательности, упрощающие задачи аккомпаниатора.

Общую схему типичной для периода свинга песни можно представить следующим образом:
интродукция (вступление)-раздел А, последние два такта которого содержат кадансовый оборот,
повторение раздела А с новым кадансом,
раздел В со своим кадансом,
повторение раздела А - постлюдия (заключение)
Каждая из перечисленных частей песни включает свои откристаллизовавшиеся элементы, характерные для большинства песен различных периодов и стилей.

Попробуйте самостоятельно разобрать гармоническую схему песни Таривердиева "Маленький принц" из кинофильма "Пассажир с экватора" и подобрать интересный аккомпанемент.

http://www.7not.ru/guitar/images/81_1.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/81_2.jpg

Одним из вариантов гармонической схемы этой песни может быть и таким:
//Gm6 / A7b5-D7 / Gm6 / Cm7-F7 / Bbmaj7- Gm7 / Cm7-F7 / Bbmaj7- Ebmaj7 / A7b5 -D7 / Gm6 / A7b5 -D7 /
Gm6 / Ebmaj7-F7 / Bbmaj7 -Gm7 / Cm7-F7 / Bbmaj7-Ebmaj7 / A7b5- D7 / Gm6//

Интродукции и постлюдии в песнях

Зачастую гитаристы уделяют мало внимания  вступлению и заключению. Однако неоспоримо, что неудачно сыгранное вступление или скомканное заключение может полностью испортить впечатление от выступления.

Прежде всего инструментальное вступление должно ввести солиста в исполняемое произведение. Эта подготовка может заключаться как в предвосхищении характера и интонаций темы, так и в оттенении ее по принципу контраста. Другими словами создается определенный настрой, в равной мере необходимый и солисту, и слушателю. Во ступлениях часто содержится сжатое изложение основных музыкальных мотивов данного произведения.  Конечно же каждое вступление должно быть тесно связано с особенностями конкретной пьесы, но можно в качестве примера привести следующие:

http://www.7not.ru/guitar/images/83_1.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/83_2.jpg
http://www.7not.ru/guitar/images/83_3.jpg

Очень часто непрофессиональные музыканты используют в качестве вступления мелодию припева песни. Не следует превращать этот прием в штамп так же, как и проигрывание  в аккордах стандартных кадансовых оборотов, нередко не имеющих никакого отношения к гармонии исполняемой песни.
Анализ  показывает, что в качестве вступления в джазе часто используются превращенные в инструментальные соло отдельные фразы мелодии песни, причем их играют в виде вариаций.  Это с одной стороны подготавливает слушателя к восприятию мелодии, а с другой - исключает ее повторение в сольной партии, предотвращая однообразие.

Не менее важным для удачного выступления является профессионально сыгранное инструментальное окончание пьесы - постлюдия. Некоторым начинающим музыкантам кажется, что постлюдия только задерживает аплодисменты и они стараются побыстрее закончить игру, а порой даже завершают аккомпанемент просто каким-либо дежурным аккордом. Есть гитаристы, которые независимо от характера песен в заключение берут один и тот же полюбившийся им аккорд, например тонический минорный секстнонаккорд m6/9 для тем, написанных в миноре, или доминантсептаккорд с повышенной ноной (x#9) для мажорных.
Приемы для постлюдий могут быть разнообразными: один из кадансовых оборотов, постепенно стихающий или, наооборот нарастающий по силе звучания; окончания в виде одного аккорда, но не обязательно тонического. В джазе заключительный аккорд часто остается неразрешенным.

Для последней фразы известной песни Дж. Керна "Дым" :

http://www.7not.ru/guitar/images/85_1.jpg

ниже приводятся возможные изменения гармонии в последних тактах:

http://www.7not.ru/guitar/images/86_1.jpg

http://www.7not.ru/guitar/images/86_2.jpg