![]() |
|
![]()
|
![]() |
Запись нотЛеонид Гурулев
Для записи музыкальных произведений существует нотная система. Ноты записываются на пяти основных линейках, называющихся нотоносцем. НОТОНОСЕЦНотные знаки обозначаются в виде овала Название нот определяется ключом, который выставляется в начале нотоносца. Для гитары употребляется скрипичный ключ, или ключ Соль: он показывает, что на второй линейке пишется нота соль, и от этой ноты можно определить нахождение всех остальных нот. Все звуки на пяти линейках поместить невозможно, поэтому существуют добавочные линейки сверху и добавочные снизу. На добавочных линейках нотные знаки пишутся так же, как и на главных: на линейках, между линейками, над и под ними. Звукоряд из основных звуков в ключе Соль: Музыкальные звуки бывают длинными и короткими. Основной единицей длительности считается целая нота. В целой ноте содержится: 2 половины, или 4 четверти, или 8 восьмых, 16 шестнадцатых, 32 тридцатьвторых. Для того чтобы получить ясное представление о длительности, посмотрите схему: Целая нота считать: раз, два, три, четыре. Примечание, Каждая из этих нот имеет абсолютную
длительность, которая зависят от исполнения более быстрого или
более медленного. Пока остановимся на этом простейшем делении, а с более сложным познакомимся позднее. ПАУЗЫВ музыкальных произведениях часто встречаются моменты молчания. Такие перерывы называются паузами. Паузы также имеют определенные длительности и обозначаются особыми знаками, соответствующими этим длительностям. РАЗМЕР. ТАКТЧередование длительностей в разных комбинациях называется ритмом. Музыкальные произведения, записанные на нотоносце, делятся на отрезки вертикальными чертами, расстояние от одной черты до другой называется тактом, а черта, отделяющая один такт от другого, называется тактовой чертой. Если взять любое стихотворение, можно различить в нем сильные и слабые доли. Например: Так и в музыке - существует чередование сильных и слабых долей. Первая доля в такте должна соответствовать сильному времени, поэтому она должна звучать громче и с некоторым ударением. В зависимости от характера музыкального произведения счет может быть двухдольным или трехдольным. Например, марш имеет двухдольный размер, и считать его следует: раз, два, раз, два, а вальс имеет трехдольный размер, и считать надо: раз, два, три. Так как такты по количеству долей могут быть самыми разнообразными и на каждую долю такта может приходиться любая нота по длительности, то для ясности в музыкальных произведениях перед ключом выставляют счет, который обозначается двумя цифрами Нижняя цифра указывает, какая длительность приходится
на каждую из долей такта, а верхняя — сколько надо считать. Счет
на После того как вы внимательно проработали теоретическую часть и усвоили нотную запись, запомнив названия нот и местонахождение их, метрическое деление и ритм, — можно перейти к практическому освоению инструмента.
|