7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Купить контактные линзы https://www.ochkov.net/proizvoditeli/ssha/coopervision/biofinity/.
https://remont-audi.ru ремонт audi в автосервиса ауди.



Гитары в аранжировке

Дмитрий Низяев

Номера 25-32 в моем списке содержат всяческие гитарные тембры. Дам никому не нужные пояснения.

Нейлоновые и стальные струны - это понятно. Различия их упругости и ощущений гитариста нас, как аранжировщиков, интересуют мало. А собственно звучание их, на мой взгляд, очень неплохо реализовано фирмой Creative. Чаще всего в окружающей музыкальной среде Вы слышите стальные струны. Такое звучание более универсально и приемлемо для большинства стилей и жанров. В звуке стальных струн присутствует намного больше высокочастотных составляющих, что - на языке эмоций - делает звук более светлым и активным. Нейлоновые же струны используют чаще всего гитаристы классического направления. Я думаю, это объясняется тем, что активная энергетика и ритмичность не имеют в серьезной музыке самодовлеющего значения.

Джазовая электрогитара - часто это та же акустическая гитара, но с добавлением звукоснимателя, что позволяет подключить ее к усилителю и управлять ее звуком. При этом гитара почти не теряет своей певучести и выразительности, но все же наиболее пригодна для ведения одноголосных мелодических линий или импровизаций. Но в большинстве случаев этот инструмент не отличается от обычной электрогитары ничем, кроме более тщательно выполненной конструкции, а также типа и расположения звукоснимателей. В частности, установка звукоснимателей ближе к грифу позволяет им воспринимать больше низких обертонов, что придает звучанию больше теплоты и мягкости.

Джазовой также часто именуется разновидность обычной акустической гитары, используемой в составе джазовых ансамблей и оркестров. Она отличается более объемным корпусом, эфами (прорезями) в форме буквы f, как у скрипки. По звучанию эта гитара тоже напоминает скрипичное pizzicato, но звучит значительно громче обычной гитары. Впрочем, в списке General MIDI этого тембра, к сожалению, нет…

Далее, обычная электрогитара - звукосниматели установлены на тяжелом корпусе, акустические свойства которого намного меньше влияют на качество звука, чем у обычной гитары. Качество звука в гораздо большей степени теперь зависит от типа звукоснимателей и, конечно, усилителя. Тембровое оформление звука поручается во многом усилителю и каким-нибудь приставкам. Такая гитара завоевала свое право на существование усилиями таких талантов, как Битлз и давно стала прямо-таки классикой. На ней и на ее инструментах-потомках держится вся нынешняя эстрада. И использование Вами этого тембра будет неизменно вызывать в слушателях привычные уютные ассоциации - слушатели давно сроднились с инструментальным составом, основой которого служит электрогитара. В General MIDI тембр этот сделан несколько скромно, зато его можно без опаски использовать и для сольных вставок, и для ритмического наполнения. Следует еще отметить, что электрогитарам почти не присуща неприятная способность самовозбуждаться из-за акустической обратной связи с колонками.

Сурдина - есть такая примочка практически для любых инструментов. Выглядит она очень по-разному, но служит одной цели - исказить, сузить тембровую окраску инструмента. Духовые инструменты - засовывают в раструб нечто вроде пробки, скрипки или балалайки - сковывают колебания корпуса с помощью хитрых защипок или вставок под струны. С сурдиной звук становится глухим; у смычковых и духовых инструментов - немного гнусавит; плохо тянется. На гитаре этого можно добиться, легонько притормаживая колебания струны рядом с подставкой струн. Струна при ударе начинает нормально звучать, но немедленно глохнет - получается очень короткий, "убитый на корню" звук, хотя корпус резонирует нормально. Прием по-моему очень выразительный и эффектный, но относится к разряду "перчика" - им нельзя злоупотреблять. Впрочем, вкусы бывают разные - Крис де Бург, например, чуть ли не все свое творчество построил на гитарной сурдине - и прославился во многом благодаря этому, если разобраться.

Дисторшн и овердрайв - это имитация широко распространенного гитарного эффекта, который тоже настолько привычен, что композиторы применяют его прямо-таки машинально, само собой. Создается этот эффект приставкой из нескольких транзисторов. Во время работы приставка либо превращает сложную синусоидальную волну в прямоугольные ступеньки, либо "обрезает" у синусоиды плавные верхушки - почти с таким же результатом. Звук после этого напоминает работу сильно и бездарно перегруженного усилителя - треск, и хрип. Эти два тембра в списке являются из ярчайших, особенно, если не лениться при их аранжировке. Действительно, этими тембрами Вы сможете рисовать сильнейшие эмоции. Позже я объясню, почему, по-моему, они получили такое свойство. Кстати, если Вы хотите использовать Distortion и Overdrive в своих MIDI-сочинениях, то мой Вам совет: поищите тембры в каких-нибудь нестандартных банках. По объективным причинам, эти тембры чрезвычайно трудно поддаются кондиционированию - почти так же трудно, как звук скрипки. Стандартный набор тембров содержит лишь очень "плоские", невыразительные образцы. Тембр Distortion, к примеру, чрезвычайно гибок по составу обертонов, и способен этот состав изменять в течение одной ноты до неузнаваемости. Стандартный банк ничего похожего реализовать не может.

Последний тембр в группе гитар - флажолет. Довольно интересное явление физики, между прочим. Вам, должно быть, известно, что в звуке (синусоиде) практически любого происхождения присутствуют так называемые обертоны ("высшие, высокие тоны" - нем.). С точки зрения физики это выражается в том, что та же струна гитары колеблется не только в виде дуги, растягиваясь в разные стороны, но и двумя дугами, с одной неподвижной точкой посередине, и тремя - с двумя такими "узлами", и так далее. При этом к ее основному звуку (например, "ми" первой октавы) примешивается звук вдвое большей частоты ("ми" второй октавы) , но более тихий, и утроенная частота ("си" еще выше), и так далее. Теоретически в этом звуке незаметно присутствуют ВСЕ ноты, бесконечное число нот, но все они гораздо слабее, тише основной ноты, поэтому не слышны, а только придают тембровую окраску именно гитарной струны. Кому интересно, как звучит чистая синусоида, поднимите телефонную трубку - очень близко к истине. Так вот. Если же гитарист легонько прикоснется к струне точно посередине, а затем ее дернет другой рукой - она ведь не сможет колебаться нормально - середина ее заторможена. А вот половинками, двумя полудугами она колебаться будет без помех, так как именно в середине у нее естественно получится неподвижная точка, где палец гитариста ей ничуть не мешает. И мы услышим ноту октавой выше истинной, только нота будет приглушенной, несколько обесцвеченной. И, конечно, гораздо более тихой. Точно так же затормозив колебания на одной трети длины струны, мы можем "вызвать на поверхность" третий обертон, и так далее. Этот прием и называется флажолеттом, и он доступен любому струнному инструменту. Правда он требует тонкой и аккуратной работы пальцев, поэтому сильно ограничивает мелкую технику исполнения. Прием тихий, но очень яркий, он незаменим при рисовании "пастелью" нежных и осторожных образов.

Теперь несколько советов по исполнительским приемам, по моим собственным наблюдениям. Если я допущу неточности, то буду признателен, если читатели, владеющие инструментом "вживую", дадут мне об этом знать - сам я гитарой не владею и располагаю только слуховым опытом и наблюдениями.

Главная ошибка компьютерных аранжировщиков при написании гитарной партии - одновременность. Аккорды обычно набирают с клавиатуры, а клавиатура стимулирует желание играть по-фортепианному, шлепая аккорды одним ударом. На реальной же гитаре такое невозможно. Гитарист при взятии аккорда работает рукой в основном сверху вниз, и это дает неодновременное начало нот, а именно, первыми "оживают" басовые струны, а последними - верхние. Нечто вроде арпеджиато, причем скорость движения руки очень сильно зависит от темпа и характера музыки. То есть Ваша гитарная партия должна состоять не из таких (пример), а из таких (пример) или даже таких (пример) аккордов. Просто раздвигайте нотки в редакторе слегка "лесенкой". Гитарист может "ущипнуть" две-три и даже шесть струн и одновременно. Но это относится только к серьезной музыке, отчасти потому, что для эстрады такая манера чересчур тонка, неэффектна.

Дальше. При ритмическом аккомпанементе - так называемый в жаргоне "бой" - рука бьет по струнам и при движении снизу вверх. Это движение естественным образом приходится всегда на слабую долю такта, и вдобавок, оно не так удобно для сильного удара. Поэтому такие "дополнительные" удары всегда оказываются чуть не вдвое слабее основных. В результате складывается как бы двухслойная фактура, имитация двух разных инструментов. Поэтому-то гитарный бой очень успешно заменяет собой весь аккомпанемент и звучит вполне насыщенно. При написании этого приема помните, что второстепенные удары во-первых намного тише основных, а во-вторых, арпеджируются в обратную сторону. Это все незаметные штрихи, которые действуют не на слух, а на подсознание слушателя, вызывая ассоциации. А если Вы вызовете нужную ассоциацию - слушатель просто начнет "балдеть", загипнотизируется, и будет пропускать мимо ушей мелкие ошибки и недочеты - Вам же будет лишний плюс.

Дальше. Типичный "дворовый" гитарный бой включает в себя еще один очень стильный прием: третий из каждых четырех ударов делается резко раскрывающейся ладонью, и сразу же после удара (он, кстати, делается намного энергичнее даже первого, главного!) ладонь падает на струны и глушит их. От аккорда остается только удар, сами звуки при этом отсутствуют. Этот "вскрик" инструмента на третьем ударе играет роль малого барабана, когда ударник отсутствует. Так во все времена играла подъездная шпана, так играет весь день и сегодняшняя "европа-плюс" - прислушайтесь сами! Типичнейший пример такого аккомпанемента - незабвенная "девочка в автомате". Такой бой пишется несложно: четыре удара, арпеджированных "вверх - вниз - вверх - вниз", затем делаете силу второго и четвертого ударов где-то вдвое меньше первого, а силу третьего - наоборот, вдвое больше первого. И делаете длительности аккордов № 1, 2 и 4 полными, без пауз, а третьего аккорда - минимальную, прямо сотую долю секунды. И готов бой (пример). Ну, можете еще разнообразить это дело различиями в составе аккордов, учитывая, что не все струны могут быть "зацеплены" рукой - все-таки такой бой обязан быть несколько небрежным. Часто гитарист умышленно не задевает некоторые струны, например пару верхних нот аккорда. Все это можно смело импровизировать.

Еще к теме о небрежности. Гитара - так уж сложилось из-за ее доступности - инструмент всенародный, желанный для любого пацана, тем более, что выучить на ней несколько аккордов совсем нетрудно. Вот и сложилась у нас целая культура самоучек, не видящих в исполнении никакого труда. А надо сказать, что переставить пальцы в новую позицию требует времени, которого в быстрой композиции обычно просто нет. Поэтому все самоучки позволяют себе поблажки и жертвуют для этой перестановки последним - негромким - аккордом боя. В результате вместо него у них звучит набор открытых струн. А часто подобный отдых своим пальцам они дают в конце вообще каждого такта, даже если не нужно менять аккорд. Звучит это примерно так (пример) - и по этому "загрязнению" Вы всегда отличите доморощенного гитариста-"трехаккордника". Например, таким образом исполняется весь "афганский" и весь "бандитский" репертуар.

Бой может, конечно, сослужить Вам службу не только в этих жанрах, ведь Вы теперь отличаете степень "культурности" исполнения и умеете сымитировать ее. Кроме того, правая рука Вашего гитариста может ведь двигаться и в других ритмах. Например, свингообразное искривление метра сразу переключает нас в элитную джазовую атмосферу, создает образ томности, смака (пример). Между прочим, приглашаю Вас поразвлечься и написать к данному примеру мелодию на любом инструменте. Интересно, кто из Вас проявит больше чувства такта и меры, прошу Вас блеснуть Вашим вкусом!

Помимо этого, существует большое разнообразие гитарных фактур: "перебор" - это арпеджированное разложение аккордов, которое в сфере теории музыки носит наименование "фигурации";

Фактура "бас-аккорд" - очень распространена в популярных легких жанрах или при их имитации в серьезных сочинениях.

Также, Вы можете воссоздавать и специфические аккомпанирующие формулы, присущие именно гитаре. Большая часть их происходит из Испании и Италии. Они настолько "родны" этому инструменту, что любая попытка сымитировать такие фактуры, скажем, на фортепиано, сразу же вызывает ассоциации - как с гитарой, так и со страной.

Подробнее Вы можете познакомиться с видами гитарных фактур на нашем сайте, в разделе "Гитара".

Что можно использовать в гитарной партии в средствах MIDI? Velocity - весь диапазон. Гитара - очень гибкий и выразительный инструмент, о чем нередко забывают. Вибрато - лучше не стоит. Дело в том, что у гитары просто нет механизма, позволяющего долго и ровно вибрировать. Лады у нее жесткие. Скрипач может вызвать вибрацию, покачивая левой рукой, и продолжать ее сколько угодно долго и ровно. Известный уже Вам вибрафон вообще "моторизован" и не может вибрировать неровно. Способ плавного изменения высоты звука, который часто используют для исполнения штриха вибрато, состоит в смещении зажатого на струне пальца параллельно порожку. Это не требует больших усилий и позволяет вибрировать довольно интенсивно и быстро. Гитарист может еще немножко нажать на сам гриф, как бы пытаясь переломить гитару пополам - но и это невозможно делать долго и ровно, да и высота звука при этом меняется несильно. Кроме того, это довольно опасно для самой гитары. Некоторые конструкции позволяют отклонять гриф "вверх", вдоль плоскости деки. Эти методы позволяют здорово приблизить интонацию к живому человеческому пению. [Я должен поблагодарить за подсказку некоего Гитариста. (к сожалению, ничего, кроме ника, мне о нем неизвестно). Гитара имеет механизм для кантиленного вибрато - исполняется это так же, как на инструменте с гладким грифом, например, виолончели: левая рука плавно покачивается, опираясь на палец на грифе. Интенсивность такого вибрато невысока, но ее достаточно для выразительного и певучего звучания длинных нот. Скорость же колебаний может сильно изменяться - ведь здесь исполнитель не связан никакими моторчиками и контролирует каждое движение кисти. Должен, однако, предостеречь Вас - максимальная интенсивность программного Modulation несколько превышает необходимые Вам в данном случае границы. Применяйте этот контроллер с гитарой умеренно, иначе Вы рискуете потерять естественность - слушатель легко и с неприязнью распознает в гитарном звучании наглую синтетику. Еще раз благодарю Гитариста за поддержку, и прошу прощения за небрежность! - К благодарности Гитаристу также присоединяется редакция "Уроков музыки". Спасибо.]

На основе приемов вибрато электрогитара способна довольно красочно имитировать виолончельное звучание благодаря тому, что звук электрогитары, будучи подвержен электронному "кондиционированию", может очень долго тянуться. Гитарист берет ноту при вывернутой на нуль ручке громкости, а затем, вибрируя левой рукой, плавно выводит громкость (обычно, мизинцем правой руки). Этот прием скрывает "ударное" начало ноты, приближая тем самым звучание к смычковому. Правда, этот прием невозможно выполнить в быстрых темпах - но тут он как раз и не очень уместен.

Также, гитаре легко доступны всевозможные глиссандо на широкий диапазон. Вы вольны сделать глиссандо в любой момент музыки, независимо от ритма работы правой руки. Лично я, когда мне нужен этот прием, все же напоминаю себе о существовании порожков на грифе, поэтому реализую глиссандо не плавной линией, а быстро сменяющимися полутоновыми ступеньками - то есть, рисую контроллер Wheel не наклонной линией, а несколькими одиночными командами с шагом в полтона. Получается аналог хроматической гаммы - только в течение ОДНОЙ звучащей ноты. При достаточной скорости глиссандо, его "ступенчатость" практически сливается для слуха в ровную линию, и нисколько не напоминает хроматическую гамму. Но это только видимость, так как - на мой взгляд - такое "дискретное" глиссандо намного естественнее именно для гитары. Именно на слух, именно по ощущениям.

Для выполнения приема portamento (плавное "подъезжание" к высоте звука) многие модели электрогитар имеют под правой рукой исполнителя специальный рычаг, позволяющий приподнимать подставку струн. Но и без такого рычага возможны сильные "подтяжки" струн левой рукой. При желании можно подтягивать таким образом сразу две струны, или одну из нескольких звучащих одновременно. Особенно сильный эффект (это аналогично управлению параметром Weel или Pitch Bend) достигается именно на электрогитарах, в том числе на тембрах Дисторшн и Овердрайв. Дело в том, что звук струны, прошедший электронную обрабоотку, почти начисто теряет естественное затухание и может тянуться без видимых (вернее, слышимых) изменений до невозможности долго. И если на обычной гитаре в быстром темпе Вы можете исполнить две-три короткие ноты одним "щипком" струны, просто ставя пальцы на уже звучащую по инерции струну, то на электрогитаре такое инерционное звучание может вместить несколько тактов, что очень напоминает пение, понимаете? На фоне столь длинного непрерывного звука можно "рисовать" регулятором Pitch Bend целые мелодии, целые картины (пример).

В сольных партиях, вроде последнего примера, гитара подчиняется общим законам фразировки, как вокальная партия. Должно хотя бы имитироваться дыхание, возможны сильные отклонения в темпе, вплоть до полного расхождения с аккомпанементом. При построении свободной импровизационной линии необходимо поровну сочетать взлеты и падения, напряжение и отдых - словом, как бы Вы пишете для певца.

И давайте будем бороться против кустарщины! Этот прекрасный инструмент опошлен и обесценен. А между тем он немногим уступает по выразительности "царице музыки" - скрипке, он имеет столь же древнюю историю, а та роль, которую гитара играет в современной культуре, скорее смахивает на кощунство, насмешку... Будьте бережнее, цепляйте более нежные струны в душах Ваших слушателей, мир устал от "боя"!

В заключение, я хотел бы выразить признательность Илье Баранову за профессиональные комментарии и редакцию этого текста.