|
|
|
Групповые (оркестровые)Дмитрий Низяев
Следующие четыре позиции списка инструментов - номера 49-52 - посвящены струнной оркестровой группе. Понаслышке я знаю, что на свете существуют звуковые карты профессионального класса и соответствующие банки, которые дают по этим номерам отличную имитацию такого тембра. Остается только мечтать, что какое-нибудь чудо подарит всем нам возможность пользоваться таким звуком, пока же большинство из нас располагает недорогими Ямахами и Креативами, не более $50, силами которых имитация получается слабенькой, прямо скажем. Первые два номера в общих чертах повторяют уже рассмотренный нами тембр скрипки, вместе с фанерным призвуком в начале звука. Разве что в некоторых банках тембр расслоен и чуть расстроен "хорусообразно", да еще увеличена реверберация. Почти того же можно достичь, используя простой тембр скрипки, да и ресурсов это займет почти столько же. Ну еще, в тембре номер 50, в отличие от 49, сдена более медленная атака - частотный фильтр смягчает начальный акцент. Тембр в целом тот же, только задуман для более, скажем, лиричной атмосферы. Номера же 51 и 52 - довольно точная имитация звука, который издает недорогой синтезатор, включенный на тембре "strings". Друг от друга эти два тембра отличаются так же смягченным спектром и разными скоростями фазовращения. То есть, имитация имитации. Хорошая имитация плохой имитации. Все это лично у меня не вызывает и тени интереса и столь же далеко от правды, как пластмассовый газированный напиток из клубничной эссенции - от живой клубники с ее крошечными семечками, ароматом и маленькими листиками. Однако попробуйте-ка найти хоть один оркестр, который смог бы обойтись без скрипок! Я имею в виду, конечно, полный оркестр, а не специфические духовые, ударные, народные составы. Даже сегодня, когда обедневшим композиторам просто не по карману использовать оркестр, и они прибегают к синтетике, где вообще нет никаких ограничений в количестве и качестве инструментов, все равно, без струнной группы образуется такая пустота, что даже плохая имитация выглядит подарком. Поэтому, даже если у Вас нет возможности получить красивый звук скрипок, все равно - применяйте то, что есть, применяйте побольше, чтобы не разучиться писать музыку, чтобы не позволять ушам и уму привыкнуть к пластмассовым образам. Пусть хоть что-то напоминает о звуке естественном. У меня совсем нет опыта в работе с дорогим и послушным оборудованием, поэтому я позволю себе поделиться несколькими соображениями по использованию струнной группы в инструментовке, в расчете на именно слабую недорогую технику, и буду благодарен, если кто-то из Вас, имеющий опыт работы на профессиональном оборудовании, поделится с нами своими выводами. Впрочем, я думаю, что роль струнных в фактуре и их основные приемы игры можно использовать где и на чем угодно, это относится скорее к композиторской, чем к звукорежиссерской епархии. Конечно, главная роль струнных, первое, что приходит на ум - это ведение мелодий первого плана. Примеров этому - миллион. Струнным можно поручить буквально любую тему, поскольку синхронная игра ансамбля достигается в жизни совсем нетрудно. Все скачки, пассажи, мелкие украшения играются струнным ансамблем столь же легко и членораздельно, как и скрипкой соло. Даже более того, в ансамбле скрадываются мелкие погрешности игры. Та естественная доля фальши, которая неизбежна для каждой скрипки в отдельности, усредняется и придает оркестровой партии даже больше объема и теплоты. Для струнной группы пишите мелодию точно, без умышленных отклонений в темпе, без фальши, без вибрато. Вибрато просто не может получиться синхронным у десяти человек. Вместо этого лучше делайте вдвое сильнее эффект хоруса - это отчасти заменит Вам вибрато в ансамбле. Всегда давайте чуть больше реверберации, поскольку нигде Вы не услышите струнную группу, играющую в маленькой комнате. К тому же реверберация отчасти облагораживает дешевый тембр, смазывает его недостатки. Такие мелодии чаще всего исполняются в унисон или октаву (пример), все остальные красоты живут в это время у других партий оркестра. Часто, особенно в легком эстрадном жанре, главная тема струнных проводится параллельными терциями или секстами. Для создания гимнического, величественного образа прекрасно подходит проведение темы полными аккордами в сопровождении литавр или колоколов (пример). Для развеселых быстрых сочинений можно писать мелодию для скрипок в любых темпах. Но советую добиваться того, чтобы штрих, манера их игры соответствовала содержанию мелодии. Здесь действуют почти те же правила, что и для фортепиано: тягучие, кантиленные, напевные темы играйте связно, пусть соседние ноты даже немного перехлестываются в длительностях. А всякие заводные темы - польки, тарантеллы, молдавские пляски, образы погони и т.п., что требует мелких длительностей - исполняйте более стаккатно, отрывисто, акцентированно. Недостаточно просто увеличить метроном, чтобы изменился образ, понимаете? Дальше, обратите внимание на последний пример, откройте его в редакторе. В скрипичной партии помимо самой темы имеются украшения, в данном случае - трели. Трель почти никогда не исполняется точными длительностями, даже мелкими. Просто над половинкой или целой нотой рисуется значок , по которому музыкант играет две чередующиеся ноты - та, что написана и другая, ступенью выше. Играет с той маскимальной быстротой, какая ему под силу. Естественно, что целая оркестровая группа будет играть трель сразу во множестве разных темпов - и трель размажется. Результат тот же, как и в тремоло, помните? Чтобы хотя бы отчасти сымитировать его в MIDI, постарайтесь дать эту трель двум группам. Вторая из них может даже не быть струнной, может даже находиться в другой октаве. Главное - чтобы обе трели оказались в разных темпах, выпишите их вручную, приблизительно шлепая мышкой в свободном ритме. Еще более правдоподобно получится, если трель будет вначале небыстрой, к середине совей длины ускоряться, а к концу - замедляться даже сильнее, чем вначале. Почти любая трель имеет в конце однократное опевание главной своей ноты. Один "завиток", он, кстати, тоже есть в моем MIDI-примере. То есть, если игралась трель "до-ре-до...", то в ее завершении напишите "до-ре-до-си-" и на "до" уже остановитесь. Этот обычай придумали еще в доклассические времена, французы-клавесинисты, а сегодня он распространился на все инструменты, во все жанры, стал стандартом. Очень хорошо струнная группа справляется и со вторым планом, и с аккомпанементом. Ей можно поручить эпизодические подголоски к главной теме - либо подпевание солирующему тембру регистром ниже, либо краткие реплики в паузах солирующей партии (пример). Можно поручать им и длинные педали, "фон" на эстрадном жаргоне. Между прочим, традиционно этот самый фон отдают каким-либо электронным органам - это вошло в привычку тогда, когда песни сочинялись для эстрадных квартетов, для ресторана или вечера танцев. Органы были слишком примитивны, а заполнять середину фактуры чем-то надо было. Нынче даже простейший синтезатор может хоть как-то имитировать скрипки, но привычка осталась. Пытайтесь с ней бороться: струнные все же придают музыке больше свежести и не так сильно давят на психику. К тому же фоновые педали можно сочетать с ритмизованным пульсом - чего почти никогда не делает орган (пример). Ну, думаю, ничем не заменишь скрипок при подходе к кульминации. В те последние секунды перед ударом, когда мы по привычке пишем "сбивки", крещендо в ударной группе, впишите (вместо этой сбивки или даже вместе с нею) широкий смелый взлет струнных, пассаж по хроматической гамме или по гамме Вашей тональности (смотря по тому, насколько быстрый должен быть взлет). Ширина пассажа может колебаться от квинты до трех октав, все зависит от Вашего вкуса и Вашего образа в картине (пример). Пассаж должен играться вне темпа, как трель, может пройти двумя параллельными линиями в терцию или сексту. А его окончание, если не вливается в начало новой мелодии струнных, должно быть заглушено ударом остального оркестра. То есть, следует либо дойти до той вершины, куда ведет пассаж, либо скрыть факт ее отсутствия под еще более сильной вершиной. Сколько раз наблюдал - в момент такого взлета струнной группы слушатель делает невольный вдох и не в силах выдохнуть, не дождавшись удара. Во как! Аналогично, подобный пассаж, но нисходящий, служит логичным завершением напряженного участка, как бы дает слушателю время перевести дух и поудобнее устроиться в кресле. И аналогично, этот спад должен либо начаться с сильного акцента на вершине, либо проявиться из-под удара других инструментов - чтобы не было заметно, что он исходит из ничего. Очень эффектно получается, когда кантиленная тема, долго и ласково повествовавшая о чем-то очень теплом, внезапно обрывается коротким вскриком скрипок. Добавьте туда сильную реверберацию - и нота повиснет беспомощно в пространстве, как вопрос. Вы остро почувствуете одиночество. Однако, хочу предостеречь Вас от злоупотребления. Вот Вам набросок одной небезызвестной мелодии, где автор злоупотребил приемом, которому следовало встретиться только один раз. Он сыграл этим приемом всю мелодию, снял свою ложку сливок, но одновременно просто оскорбил саму природу скрипки (пример). Представьте, что Вы открываете рот, чтобы сказать нечто сокровенное и святое - и получаете пяткой по губам. Снова открываете, глотая слезы, - и... снова оплеуха. Вот, что получилось у этого автора. Баюкающий аккомпанемент - и избиваемые скрипки. Замыкают раздел ансамблевых тембров номера 53-56. Из них я отдаю предпочтение первому, "хор на слог "а"". Конечно, тембр этот и рядом с хором не валялся, но все-таки, он полезен. Почти всегда я использую его для гармонического заполнения тех слоев фактуры, для которых не нашлось индивидуального материала, своей мелодии. То есть, та же роль, что и у органа в эстрадном оркестре, и часто у струнных, только для образов с "космическим", нереальным оттенком. Этому тембру можно - с трудом - поручить и соло, но только в медленном темпе. Очень уж медленно "раскачивается" каждая нота. Иногда приходится даже "нажимать" клавишу раньше срока, что- бы к сильной доле звук успевал стать слышимым. Следующий тембр - я сам не понимаю, что он означает. По крайней мере, на моей звуковой карте звучит обычная флейта в смеси с предыдущим тембром. Подозреваю, что на этой позиции изготовители банка просто повторили уже имеющиеся тембры - иногда так делают ради экономии памяти и удешевления продукции. 55-й номер в принципе повторяет 53-й, только убран хорус, чтобы вместо "хора" имитировать один голос. Эффект не Бог весть какой, по-моему. Я пытался соорудить собственный банк для хоровой музыки. Даже для бессловесных партитур, для распевания гласных, мне потребовалось шестьдесят позиций в банке, и заняло это около десяти мегабайт. Правда, хор звучал при этом очень похоже... 56-й номер имитирует унисонный удар всего оркестра (по-итальянски "Tutti"). Если Вам требуется подобный прием, то я бы советовал все же расписать этот удар самим. У заготовленного стандартом General MIDI звука очень бедный спектр - будто записывали его с радиотрансляционной линии. Это годится только для откровенно несерьезных композиций и для ленивых композиторов. Лучше сделайте такой акцент десятком собственных инструментов, а эту заготовку можно "подложить" под Вашу партитуру в качестве подкраски, но так, чтобы это невозможно было выделить, уловить на слух.
|