|
|
|
ИнструментовкаДмитрий Низяев
Задача перед нами стоит довольно необычная. Дело в том, что данный предмет невозможно изучить по пунктам, последовательно. Например, изучая гармонию, мы могли бы продвигаться от трезвучий к энгармоническим модудяциям и от прямого четырехголосия к скрытой полифонии, и при этом каждую новую тему практиковать все более сложными задачками. Здесь же, поговорив отдельно, скажем, о жанровой или ритмической стороне работы аранжировщика, мы не можем оттренировать эту сторону в отрыве от всех остальных: этики, мелодики, формы... Поэтому, думаю, разумнее будет просто пытаться охватывать все сразу на примерах. Сначала - простых и понятных, а потом и поглубже. А отдельные аспекты работы обсудим тогда, когда столкнемся с ними. Договорились? Поехали. ПРОСТАЯ ИНСТРУМЕНТОВКАПовторим, что такое вообще аранжировка технически: это обработка. В простейшем случае это адаптация музыки под нужный исполнительский состав, а в более общем - практически неограниченная переработка любых ее свойств. Никаких ограничений (кроме этических) здесь нет. Попробуем взять, так сказать, отверточку, и покрутить винтики в какой-нибудь простой мелодии. Например, детская песенка про елочку: Вам надо инструментовать ее, то есть попросту "переложить" - есть такой термин. Причем, задача минимальна: НЕ нужно изменять содержание песенки ни в отношении ее материала (в данном случае - только мелодия, аккомпанемент я набрал от фонаря), ни ее смысла (это как-никак детская песенка, следовательно не танец, не увертюра и не импровизация). Ну, раз пишем для детей, то сразу можно ограничить выбор инструментов - неприменимы здесь ни литавры, ни дисторшн-гитара, ни манерный саксофон. А применим, например, гобой, колокольчики, клавесин, струнные, маримба... ну и так далее - вы сами понимаете, что мы собираемся ублажать не маленьких терминаторов, а нежные создания в новогодний вечер. Далее, количество голосов тоже не может быть большим, это либо соло одного инструмента под сопровождение чего-нибудь вроде арфы или клавесина (многоголосное сопровождение), либо ансамбль, но камерный, миниатюрный. Даже если Вам хочется необычных синтетических тембров - пожалуйста, но опять-таки, не целый оркестр. Однако, если мы просто сменим тембр, толку будет мало. Послушайте тот же пример (Послушать). Вроде бы прелестно, миди-стандарт для этого и создан, но как-то уж очень прямолинейно, не правда ли? Причина тут в том, что использован инструмент другой природы. Вот Вам некоторая информация в багаж. *** как обращаться c инструментами - гобой *** У любого инструмента есть своя специфика, ее можно либо просто выучить, либо иметь воображение. По мере необходимости мы узнаем эту специфику для всех тембров из миди-списка, а пока перед нами гобой - инструмент одинокий по определению. Это не что иное, как переделанный пастуший рожок - из козьего рога. А пастухов не бывает толпа, понимаете? Поле, пусто, никого. Гобой поэтому обязан быть один, и находиться в таких условиях, чтобы даже в оркестре оставаться как бы в стороне. Никто не занимает его регистр по высоте, никто не дублирует его мелодию. Да это и не нужно - его тембр легко пробивается через любые звуковые пласты, даже в одиночку. Поэтому нам нужно отдать ему только мелодию, а сопровождение поручить кому-то другому. Во-вторых, гобой - инструмент духовой, поэтому, как Вы сами понимаете, ему необходимо брать дыхание. Попробуйте сами, вставьте четвертную паузу в его партию, в конце первой фразы - и мелодия сразу оживет. Мелкий штрих - разительный результат. В будущем же постарайтесь учитывать еще и мощность инструмента. Естественно же, что если на одном дыхании гобой может звучать эдак секунд пятнадцать, то, скажем, тромбон или туба жрут столько воздуха, что за пять секунд вы задохнетесь. Туба вообще частенько берет дыхание для каждой ноты отдельно. Еще одна особенность: как бы музыкант-духовик ни старался, насыщенноть его звука будет падать по мере расхода воздуха. Взяв дыхание, он чешет бодро и громко, но постепенно звук "умирает" до следующего вдоха. Это почти незаметно, но я разглядывал осциллограмму многих записей, даже мастерского исполнения - все равно это затухание имеет место. Сделайте в моем примере такую вот коррекцию velocity, чуть-чуть, и мелодия задышит, как живая. И еще не помешает сделать крошечные паузы (по десятой доле секунды) между повторяющимися нотами, чтобы они не сливались. Живой гобоист в таких местах делает короткие "толчки" языком, для этой же цели. Дальше, вибрато, или модуляция (в технической терминологии! Не путать с понятием из гармонии). Если в исходном примере она категорически противопоказана - ну не умеет фортепиано этого! - то духовой инструмент вполне это может. НО. Нельзя врубить вибрато в начале трека и успокоиться, такая мелодия будет звучать неуверенно, будто играет ученик, у которого губы ездят по трости. Вибрато может присутствовать только в длинных нотах, когда музыкант не занят и отдыхает. И не сразу. Нота берется твердо, а через секунду-другую раскачивается. И старайтесь не переборщить с амплитудой. "Культурное" исполнение подразумевает почти неощутимую вибрацию, которая просто раскрашивает тембр. Сильная же вибрация Вам пригодится, когда будет нужно изобразить скрипача в кабаке, цыгана или гитарное соло в стиле рок. Правила вибрации более или менее применимы и в вокале, и в струнных, и вообще везде, где инструмент физически на это способен. *** фразировка *** Далее, есть такое понятие как фразировка. Дети воспринимают это понятие, как "играть с выражением" - выписывают локтями восьмерки, головой кивают, языком чего-то старательно выводят. Проще говоря, это имитация человеческих речевых интонаций: ударений, запятых и т.п. По сути ведь, любая мелодия происходит от пения или речи - и соответственно делится на фразы, предложения, имеет - всегда! - некие кульминации и затишья, смысловые центры и незначительные дополнения. И как правило на каждую фразу или предложение приходится по одному смысловому центру. А поскольку у нас гобоист берет дыхание тоже по фразам, значит - по одной маленькой кульминации на один вдох. Расставим в нашем примере флажки на тех нотках, к которым стремится движение мелодии по смыслу. Теперь достаточно сделать плавное увеличение velocity от начал фраз к этим флажкам и плавные спады от флажков к цезурам (то есть паузам для дыхания). Это главный принцип фразировки и нужно иметь веские основания для его нарушения, и быть готовым ко тому, что подобное нарушение начисто разрушит естественность мелодии. Впрочем, бывает, что именно это и нужно. Еще на будущее: разрешения неустойчивых звуков в устойчивые обычно фразируются спадом, то есть устойчивый звук берется осторожнее неустойчивого. Дело в том, что устойчивый звук по определению подсознательно выделяется, привлекает внимание, к нему слушатель стремится поневоле. Если этот звук выделять еще и громкостью - он будет "торчать", выбиваться из общей линии. И слушатель испытает дискомфорт. Это используется уже не одну сотню лет, нам не грех бы это просто знать, и использовать в наших корыстных целях. К теме о фальши. Это тоже сильное средство оживить Вашу фонограмму. Некоторым инструментам по природе свойственно фальшивить. В первую очередь, примитивным, народным. Сюда относится губная гармоника, пан-флейта (связка деревянных трубочек), банджо, кото, жалейка. Но и некоторые "серьезные" инструменты фальшивят из-за сложности их настройки. И гобой, и кларнет к ним относятся. Поэтому в нашем примере невредно будет внести в некоторые ноты стабильное смещение (wheel) эдак в пределах сотни-другой единичек (по midi-протоколу). Например, слегка завысить ноту "ми" и занизить "ре". Это еще в пределах музыкальной ноты и слуха резать не будет. Иногда же может понадобиться и более крутая фальшь. В моей обработке Besame я имитировал шарманку, провалявшуюся год на чердаке. Сочетание гармонии с флейтой я "расстроил" внаглую где-то на четверть тона - получилась "бяка", убожество, что и требовалось. Пойдем дальше, к сопровождению. Если Вам нравится ансамблевая игра, можно дать гобою в компанию другие деревянные духовые - флейту, фагот, кларнет. Вы, конечно, имеете полную свободу выбора, но нужно быть последовательными. Если мы договорились придерживаться исходного образа, то песенка должна успокаивать ребенка, а значит тембры должны быть родственными, не бороться друг с другом. Потому я предлагаю ограничиться деревянной группой. Эти тембры, впрочем, тоже весьма разные: если флейта относится к той же "нежной" ауре, то фагот ассоциируется с барокко, несколько "музейное" настроение. А кларнет - как в исполнении моей звуковой карты, так и частенько в жизни - инструмент крикливый, резкий. По крайней мере рядом с гобоем. Кларнет более уместен в джазовой композиции, чем в данном примере. Попробуйте просто поделить мою партитуру на три-четыре миди-канала и поручить их синтез деревянным духовым: фагот внизу, кларнет в серединке, флейта вверху, и затем украсьте их партии "дыханием" и вибрато. Я же, чтобы не повторять Ваших упражнений, попытаюсь нарисовать рождественскую картинку по своему вкусу, Вы не против? Например, сопровождение маленьким церковным органчиком создаст "американизированную" атмосферу. Санта-Клаус, венки на дверях, тихий снежок. Ну и, раз орган церковный, более, чем уместно было бы добавить глубокую реверберацию и немного "раскидать" органный звук по разным сторонам. Вот Вам рождество. Вам же просьба - попытайтесь соорудить из этой песенки квартет деревянных духовых с учетом тех особенностей, которые Вы узнали об этом классе инструментов. Отмечу, что все коррекции wheel, modulation, reverb., все фразировочные и "дыхательные" паузы - все это нужно делать отдельно для каждой партии, ведь мелодии-то у всех разные! Естественно, что более высокие ноты будут браться активнее (по velocity) низких. По возможности используйте уже набранные мной ноты - ведь мы договорились не менять текста ни в одной мелочи. Пусть эта попытка чуткого отношения к тембрам, внимания к тонкостям, которые, оставаясь невидимыми, делают компьютерное звучание живым, станет Вашим домашним заданием. Если хотите, я могу "проверить уроки", если Ваши попытки и вопросы Вы пошлете ко мне. Рекомендую также испытать и другие варианты состава исполнителей, не нарушающие (мы же договорились) содержания песенки, например: какие-либо не резко звучащие синтетические Pad-ы, вибрафон, невысокие регистры струнных, гитара. И пытайтесь при этом зрительно представить обстановку, в которой мог бы звучать данный вариант. Как детишек просят рисовать картинки к музыке - это полезно. Это поможет Вам не выбиваться из стиля и создавать цельные, не травмирующие психику произведения. А я добавлю к своему варианту еще один штришок - крошечный колокольчик (или он болтается на колпаке у Санта-Клауса, или это ветер шевелит дверной колокольчик - как хотите)... (Послушать)
|