7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
АРАНЖИРОВКА
Лекции
Что такое аранжировка
Инструментовка
Фактура
Мелодия
О гармонии
Стиль
Клавишные
Хроматические ударные, органы
Гитары
Басы
Струнные
Струнные (продолжение)
Групповые
Медные духовые
Деревянные духовые
Электронные
Общий обзор
"Раздувание"
"Винегрет"
Полезные "мелочи"
Звукоподражание
Практика
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Приложения
Список инструментов midi
Список ударных midi


Смотрите новостройка купить квартиру москва на нашем сайте.



Практика (окончание)

Дмитрий Низяев

Итак-с, долго ли, коротко ли, мы написали обработку, внеся в музыку все изменения, которые жгли нам душу. Шаловливые ручонки!

Конечно, на настоящий момент, эта работа носит в себе все признаки MIDI: ее легко транспонировать в другую тональность, заменить тембры или ноты, можно экспериментировать с темпом. Если Вы делали эту работу для того, чтобы затем разучить и исполнить ее с помощью оркестра, то Вам осталось лишь сверстать ноты оркестровых партий, расставить в них темповые, динамические и штриховые указания - и распечатать. И только после того, как эти партии Вы принесете на репетицию и раздадите музыкантам, начнется самая увлекательная работа, в которой Вам придется применять все знания, получаемые в училищах и ВУЗах. Десятки раз повторять краткие мотивы с какой-либо оркестровой группой, добиваться тех интонаций и эмоций, которые Вы планировали. Вслушиваясь в мелочи, уметь не упускать из памяти и целого, чтобы в каждый момент работы точно знать, как эта мелочь, звучащая у музыкантов, будет вписываться в общее течение сюжета… словом, это и есть самый трудоемкий и одновременно самый интересный период работы над произведением - оттачивание исполнения. И период длинный: минута по-настоящему сделанного исполнения требует, в среднем, месяца ежедневных репетиций.

Если же судьба не дала Вам такой роскоши как работа с живыми инструментами, а Вы, тем не менее, хотите довести дело до конца, хотите по праву называться музыкантом (то есть, музицирующим человеком); если Вы делаете не нотные партии, а фонограмму, тогда Вам будет еще труднее. Ха! Кто это выдумал, что, имея компьютер, Вы облегчаете себе задачу? Да ничего подобного. Если Вы хотите, к примеру, чтобы Ваши скрипки в оркестре были похожи на скрипки, то лучшее, что Вы можете сделать - это все-таки распечатать партии и отработать их исполнение с группой скрипачей. И никакие другие технологии не дадут Вам такого качества. А на долю компьютера в таком случае останется этап коррекции и сведения записи. Если у Вас нет знакомой группы скрипачей (это тоже бывает!), то лучшее, что Вам доступно - это несколько десятков часов прослушивать звучание тембра из Вашей коллекции MIDI-банков. А если ничего подходящего не найдется - то нужно либо продолжать покупать новые сборники банков (до бесконечности, и, скорее всего, безуспешно), или же брать в руки хороший микрофон и идти знакомиться хотя бы с одним скрипачом. И создавать собственный банк. И какой! Чтобы для всего диапазона скрипки имелись сэмплы хотя бы по три штуки на октаву (а лучше - для каждой ноты). Чтобы имелись образцы хотя бы для четырех уровней Velocity (а лучше - для двадцати). Чтобы разные степени атаки озвучивались РАЗНЫМИ звуковыми образцами (MIDI-контроллеры не идут ни в какое сравнение с человеческими руками). MIDI-партию скрипок нужно расписать на десяток независимых каналов, и в каждом выписать ноты безо всякой квантизации - совершенно необходимо, чтобы отдельные скрипки в струнной группе играли немножко вразнобой и не идеально чисто, чтобы вибрато у них было не синхронным и т.д. Потом эту группу MIDI-треков нужно перевести в волновой формат, и только потом можно добавлять аналоговые эффекты и сводить с остальным оркестром. Это работа адская, и все равно, Вы получите лучшее качество и за меньшее время, если просто разыщете оркестр, который согласится Вам помочь. Хотя бы потому, что в этом оркестре будут сидеть живые люди со своим слышанием и вкусом - Вам одному никогда не удастся вообразить и сымитировать эту палитру эмоций, а значит, Ваша музыка неизбежно будет более поверхностна. Видите, все это звучит полным бредом, фантастикой… Наверно, идеальных фонограмм не может быть принципиально. Значит, Вам надо исходить из того, для какой цели делается обработка, останется ли она в формате MIDI, сколько времени Вы на все это имеете и т.п.

Ну, а поскольку тут затрагиваются темы, выходящие за пределы задачи аранжировки, то давайте ограничимся лишь минимальным "причесыванием" нашей партитуры, чтобы ее можно было выложить, например в MIDI-архив сайта. То есть, не будем выходить за пределы возможностей MIDI. А профессиональная звукорежиссура - это тема отдельная и большая. Я бы и сам не прочь поучиться этому, признаться.

Первым делом, после написания нот, Вам нужно разыскать среди Вашего архива банков подходящие тембры.

ФОРТЕПИАНО: звук в первой-третьей октаве должен быть острым, активным, с большой долей высоких частей спектра, и не обязательно долго тянуться, потому что партия правой руки в основном подвижна и блестяща. В районе малой и большой октавы звук должен тянуться достаточно долго и при этом не быть гулким, потому что басовый гул в нашей пьесе уже есть, для него мы выделяли специальный трек. И потому что рояль у нас даже и левой рукой работает ритмично, а не тянет длинных нот. Если нужные тембры будут найдены в разных банках, тогда следует партию фортепиано разделить на два независимых трека и предоставить им два MIDI-канала.

СКРИПКИ: для пульсации в первой части нужен ясный и светлый тембр и быстрым возникновением звука при нажатии на клавишу. Лучше, если в этом звуке прослушивается некоторая несинхронность начала ноты у отдельных скрипок. Как ни странно, этим требованиям неплохо отвечает стандартный банк Synthgm размером в 500 Kb. В кульминации же этот тембр не годится, потому что выше второй октавы эти скрипки становятся слишком визгливы - следствие того, что там нет отдельных сэмплов для этих октав. Если Вы найдете более мягкий тембр в другом банке, тогда - опять же - нужно соответствующие места скрипичной партии вынести на отдельный трек для воспроизведения другим тембром.

ГЛУБОКИЙ БАС: здесь все решает Ваш собственный вкус. Мне представляется, что этот звук должен быть тоже не слишком гулким. Хорошо, на мой взгляд, расцвечивает музыку небольшое фазовращение, наподобие тембра SynthString2 из того же стандартного банка. Но, ели Вы используете такой "вращающийся" тембр, тогда не нужно будет добавлять реверберации, иначе вращение превратится в месиво.

ПИЦЦИКАТО: здесь нужно подобрать такой образец, где отсутствует несинхронность "щипка" струны, то есть, точные одиночные удары.

КЛАВЕСИН: что угодно, откуда угодно. Сам инструмент в нашей обработке практически и не слышен, он играет роль легкой подкраски, специи. Требуется только звон струн, - а это есть в любом банке.

ФЛЕЙТА: нужен тембр с быстрой и четкой атакой и коротким сипящим призвуком в начале ноты, потому что партия эта состоит из коротких, стаккатных нот.

ГОБОЙ: тут нужно покопаться. Многие гобои в MIDI-банках имеют резкий перепад тембра в начале или середине первой октавы. Кроме того, лучше поискать образец, записанный без естественного вибрато. Это вибрато для данной пьесы требуется несколько более быстрое, чем оно получается у живых музыкантов (повторяю - это только мое мнение!) Сподручнее будет сделать вибрато с помощью колебаний колеса Pitch Bend и контроллера Expression. Тогда Вы сможете регулировать и частоту, и глубину и даже форму огибающей вибрато… но это - в меру Вашего старания.

Подобрав тембры для пьесы, открывайте редактор наподобие Vienna, экспортируйте из найденных банков тембры и собирайте их в один общий банк. Это избавит Вас от необходимости конфигурировать инструменты каждый раз, когда Вам захочется оперативно прослушать пьесу. Кроме того, в большинстве случаев, таким образом Вы добьетесь заметно более качественного звука, используя при этом заметно меньше памяти для размещения банка - в нем ведь совсем не будет тембров, которые не использованы в данной пьесе.

Дальше, разместим инструменты на сцене и настроим параметры.

ФОРТЕПИАНО, разумеется, будет стоять в середине - запишите в файле значение Pan=64. Это умалчиваемое значение, которое установится еще при загрузке компьютера, однако Вам следует все равно поместить в файл эту команду, ведь этот параметр может оказаться другим после воспроизведения другого файла - это зависит от программы-проигрывателя и от звуковой карты. Мы же хотим сохранить всю возможную совместимость с разными конфигурациями, не правда ли? Дальше, по тем же соображениям, запечатлите в файле и другие параметры, неправильная установка которых может повредить качеству воспроизведения: Volume=100 (для всех треков одинаково - это может пригодиться для последующей балансировки громкостей); Chorus=0; Modulation=0 (это очевидно для рояля); Expression=127 (даже если на протяжении партии этот контроллер Вами интенсивно используется); Pedal Sustain=0 (на всякий случай. Педаль, надеюсь, уже расписана Вами на протяжении всей партии ф-но, но в начале файла ее нужно все же выключить); External Effect Depth (или Reverberation) - не слишком сильно, все-таки, рояль находится на переднем плане.

Все эти контроллеры размещайте перед началом звучания файла, по возможности не допуская поступления команд по разным трекам в один и тот же момент. Размещайте команды в разных тиках. Если в момент запуска воспроизведения процессор, или шина, или собственно микросхема секвенсора окажутся слишком сильно загружены, то одновременно поступающие команды могут иногда игнорироваться - а Вы будете ломать голову, почему контроллеры не срабатывают! Если перед началом собственно нот, то есть, "звучащих" MIDI-команд, недостаточно места для правильной расстановки контроллеров, то лучше вставьте перед музыкой пустой такт размером в 1/4, чем подавать команды настройки, когда трек уже начал звучать.

СКРИПКИ сидят слева от слушателя, но не размазаны по стене, поэтому не стоит устанавливать для них контроллер Pan на нуль. Около 20-30 будет в самый раз. Chorus сделайте небольшой. Но совсем без него звучит уж очень плоско (если Вы не отыскали какого-то чудесного банка). Reverberation - где-то не больше половины, даже трети от максимума. Остальные значения - как и для фортепиано.

Для создания хорошего объема оркестра имеет смысл разделить скрипичную партию на две - собственно скрипки и виолончели. Открыв партию скрипок в редакторе, Вам нетрудно увидеть, что их фактура имеет слои: мелодию, аккорды и подголоски. Просто разделите все это по слоям и разнесите на разные треки. Тогда партия, работающая в районе малой и большой октавы будет хорошо подходить для виолончелей. В этом треке установите контроллер Pan симметрично скрипкам (100-110), а остальные параметры - такими же, как у скрипок.

ГЛУБОКИЙ БАС и ПИЦЦИКАТО пусть останутся в середине панорамы. Человеческое ухо различает направление низких звуков с трудом, пусть они заполняют собой весь наш "зал". Реверберацию для них не следует делать больше четверти от максимальной, хорус не нужен совсем.

ДЕРЕВЯННЫЕ ДУХОВЫЕ (у нас это флейты и гобой) сидят обычно на заднем плане сцены, поэтому для них нужно несколько увеличить реверберацию и добавить чуть хоруса. По панораме они могут располагаться близко к середине, но здесь бывают вариации. Вы можете "рассадить" музыкантов сравнительно далеко друг от друга, потому что в нашей пьесе эти два тембра проводят много времени в диалоге, в сопоставлении, им не следует смешиваться в пространстве.

КЛАВЕСИН поставим немного справа от рояля. Ни хорус, ни реверберация почти не влияют на его коротко звенящие звуки, так что эти эффекты не нужны. Впрочем, можете сами поэкспериментировать - может быть, Вам понравится настроить по-другому. В любом случае, добавление хоруса создаст лишь ощущение фальши, будто инструмент плохо настроен - вряд ли это уместно в данной пьесе.

Дальше, если наше произведение искусства не планируется использовать для дальнейшей акустической обработки, если мы хотим достичь цели, не покидая пределов MIDI, то не помешает еще "уплотнить звук" - есть такой прием. В первую очередь это относится к тем тембрам, которые подразумевают множество исполнителей в ансамбле - у нас это скрипки и виолончели. Порядок такой: копируете ноты из скрипичного трека на новую дорожку (только ноты и контроллеры педали и экспрессии). И еще раз копируете - уже на третью дорожку. Получается партия плюс две ее копии. Назначаете двум новым дорожкам автономные MIDI-каналы. Меняете в них тембр на более мягкий и приглушенный (я использовал SynthString1). Потом настраиваете в обеих дорожках: хорус сильный, можно даже максимальный, реверберацию - не меньше 75%, панораму устанавливаете на самые края (0 и 127). Это будут имитации отражений от боковых стен. Потом, как это очевидно для отражений, снижаете громкость обеих дорожек примерно до 80% от исходной (лучше использовать Velocity, так как громкость может пригодиться для окончательной балансировки). И наконец, пользуясь средствами редактора, сместите обе дорожки во времени - ту, что звучит слева - тиков на пять, а ту, что справа - на десять. Получаются совсем другие скрипки - Вы, наверно, и не думали, что этот банк может дать такой приятный звук…

Виолончели звучат совсем в другом регистре, гораздо ниже. По тем же соображениям, по которым мы устанавливали бас в середине сцены, виолончелям нет нужды в таком тщательном акустическом оформлении. Для них будет вполне достаточно одной дорожки-копии. Для нее панораму установите немного левее середины (только для уравновешивания). Остальные действия проделайте так же: более мягкий тембр, сильный хорус и реверберация, заметное ослабление звучности и едва заметная задержка во времени.

Еще один трек-отражение я сделал и для флейты. Инструмент это нежный и ему легко затеряться в большой оркестровой массе. Поэтому флейтовая партия у меня занимает две дорожки, расположенные в панораме симметрично и недалеко от центра, звучащие одним и тем же тембром и самую капельку смещенные во времени относительно друг друга. Получается эффект, похожий на хорус, но не вносящий в голос флейты фальши.

В конце файла. По истечении времени, достаточного для полного затухания эха, не поленитесь снова расставить умалчиваемые значения контроллеров или дать команду "Reset All" - это будет признаком хорошего стиля с точки зрения программиста. Ведь следом за вашей аранжировкой кто-то может сразу же запустить другой, посторонний MIDI-файл, в котором автор не позаботился о предварительной настройке параметров. И тогда этот файл может зазвучать неожиданно и неправильно.

Затем прослушиваем полученную картину и балансируем уровни в треках. Если Вы создаете музыку эмоциональную, а не механическую (понимаете, о чем я говорю?), то будет недостаточно выставить ручки и кнопки перед началом пьесы. Придется несколько раз воспроизводить файл, "держась" мышкой за ручку громкости каждого отдельного трека и управлять ею всю дорогу. Ведь в такой, не механичной музыке роли инструментов все время меняются. В один момент инструмент солирует или просто "встревает" в сюжет хоть двумя нотами на первом плане, а в другой момент этот инструмент ведет аккомпанирующую, сопровождающую линию, или тянет некий фоновый звук - естественно, в такие моменты его громкость должна снижаться. Такие фразировочные тонкости правильнее рисовать контроллером Velocity, но не всегда можно обойтись без управления громкостью. Может, например, оказаться, что нота, взятая солистом громко и ясно, затем "тонет" в широкой реверберации при оркестровом crescendo - вот тогда Вы можете плавно добавить ему громкость, чтобы сохранить баланс. Или, наоборот, нужно, не прерывая длинной ноты, отступить на задний план, чтобы "высветить" нечто приятное или ценное у другого инструмента… Наконец, после добавления контроллеров и треков-отражений громкостной баланс тоже может пострадать.

Не помешает проверить настройки карты для Вашей пьесы. В данном случае, разумеется, нужна реверберация типа Concert Hall, но не слишком сильная - около 50%. Chorus тоже не делайте сильным, 20-30% достаточно, чтобы контроллеры, записанные Вами в файл, начали ощутимо реагировать. Больше - портится свойство "прозрачности" - музыка начинает прессоваться в неразборчивый звуковой комок, да и фальшивить начинает. Но, конечно, эти настройки не могут быть универсальными - все зависит от стиля воспроизводимой музыки и, в не меньшей степени, от свойств Вашей усиливающей техники и колонок. Та настройка, что я предложил, кажется, неплохо подходит для прослушивания в наушниках. Если же файл предполагается записывать на внешнее аналоговое устройство и затем громко воспроизводить в реальном помещении, то лучше по возможности уменьшить как хорус, так и реверберацию. И тем сильнее, чем больше будет объем предполагаемого помещения. Иначе будут смешиваться две совершенно непохожие акустические среды, что не принесет слушателю ничего, кроме головной боли.

Те настройки звуковой карты, которые работали, когда Вы производили окончательную балансировку пьесы, не поленитесь записать внутрь MIDI-файла, например, в заголовках пустых треков. Туда же будет этичным поместить название Вашей звуковой карты, имя автора, название пьесы, дату ее сочинения. Если пьеса использует банк, созданный Вами специально для нее, то запишите туда же и сведения о файле этого банка.

Послушайте примерный результат моих экспериментов (учитывая, что подключенный сейчас банк у Вас наверняка другой. Я-то, кроме всего прочего, еще и тембры предварительно подбирал…)

***

Вот, кажется, и все. Смею надеяться, что мои излияния принесут Вам какую-нибудь пользу. Прошу прощения за неточности и излишне безапелляционные заявления - я тоже знаю далеко не все и продолжаю учиться. Ведь учеба - это самое интересное на свете занятие. Подсказывайте, поправляйте меня, не сочтите за труд. Буду также рад и польщен, если Вы пришлете мне свои вопросы, работы и опыты, либо сочтете полезным "подковать" меня в тех вещах, где я проявил невежество - возможно, Вам или мне удастся извлечь пользу из прямого общения. Объявляется переход в режим индивидуальных занятий! Очень надеюсь, что Ваше отношение к музыке и к человеческой душе, жаждущей понимания, станет после наших встреч бережнее и добрее. Искренней Вам музыки!

Дмитрий Низяев