7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Контрабас
История инструмента
Музыкальный инструмент контрабас
История контрабаса
История смычка
История игры на контрабасе
Восемнадцатый век
Девятнадцатый век
Итальянское контрабасовое искусство
Джованни Боттезини
Итальянские школы игры на контрабасе XIX века


Подборка фильмов с переводом на русский здесь



История смычка контрабаса


Интересна история контрабасового смычка. В Италии некоторые артисты (в частности, Д. Драгонетти) играли смычком с прямой тростью и очень высокой колодкой. Особенностью этого смычка являлось расположение волоса параллельно трости. Наряду с этим типом, по-видимому, бытовал и дугообразный смычок с низкой колодкой. В последней четверти XVIII века французским мастером Франсуа Туртом-младшим (1747-1835) был создан контрабасовый смычок не с лукообразной или прямой, а со слегка вогнутой тростью и низкой колодкой.

В 1820-х годах, по инициативе Парижской консерватории во главе с ее директором Л. Керубини, было решено установить, какой тип смычка является наилучшим. В собранный комитет входили известные контрабасисты того времени. И хотя в то время во Франции уже повсеместно утвердился смычок туртовского типа, тем не менее, комитет решил, что этот смычок не может раскрыть всех звуковых возможностей инструмента. Некоторые члены комиссии предлагали внести во всеобщее употребление итальянский смычок с прямой тростью и высокой колодкой, другие отклоняли это предложение. В конце концов, было решено оставить французский смычок в оркестре, а ученикам обязательно играть итальянским смычком. По предложению Дж. Россини, Драгонетти заказал в Лондоне точную копию своего смычка и прислал ее в Парижскую консерваторию в качестве образца.

Однако туртовский тип смычка с низкой колодкой, так называемый «французский смычок», вскоре получил широкое признание и распространился в других странах, главным образом в Италии. Этому в значительной степени способствовала деятельность Дж. Боттезини, который играл таким смычком. Обучение игре «французским смычком» впервые ввел в Италии, около 1860 года, Г. Кампострини. Из Италии традиция игры этим смычком перешла в Испанию, Англию и Россию.

С начала XIX века в Праге получил распространение другой тип смычка, являющийся промежуточным между туртовским с вогнутой тростью и низкой колодкой и итальянским смычком с прямой тростью и высокой колодкой. Конструкция трости напоминает туртовский смычок, но колодка высокая (хотя несколько ниже, чем у смычка Драгонетти).

Приведем рисунок, изображающий три основных типа контрабасового смычка (сверху вниз): а) туртовский смычок с низкой колодкой (французский); б) с высокой колодкой (чешский); в) смычок Д. Драгонетти (итальянский):

Виды смычков для контрабаса