7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Контрабас
История инструмента
Музыкальный инструмент контрабас
История контрабаса
История смычка
История игры на контрабасе
Восемнадцатый век
Девятнадцатый век
Итальянское контрабасовое искусство
Джованни Боттезини
Итальянские школы игры на контрабасе XIX века


форд транзит



Джованни Боттезини


Самым ярким представителем контрабасового искусства Италии XIX века явился великий виртуоз Джованни Боттезини (1821-1889)

Джованни Боттезини. Самым ярким представителем контрабасового искусства Италии XIX века явился великий виртуоз Джованни Боттезини (1821-1889).

Этот блистательный артист, быть может, единственный в истории контрабасового искусства, почти не играл в оркестре. Композитор и дирижер, он в первую очередь был виртуозом-солистом.

Как и многие артисты эпохи романтизма, Боттезини провел жизнь в бесконечных скитаниях. Нигде он не мог «осесть» на более или менее продолжительное время, неудержимая сила побуждала его колесить по всему свету. Пожалуй, в этом смысле жизнь Боттезини больше всего напоминает жизнь другого великого итальянского виртуоза – Никколо Паганини, с которым его часто сравнивали современники.

Родился Боттезини 22 декабря 1821 года в Креме (Ломбардия) в семье музыканта. Его отец был хорошим кларнетистом и автором пьес для своего инструмента. В семилетнем возрасте маленького Джованни отдали для обучения игре на скрипке его дяде, первому скрипачу в оркестре собора в Креме. Кроме того, юный Боттезини, обладавший прекрасным голосом (дискантом), стал петь в церковном хоре, а во время духовных концертов иногда играл на литаврах.

В 1835 году Боттезини поступает в Миланскую консерваторию. Из двух специальностей, предложенных на выбор, – фагот или контрабас, Боттезини выбрал последнюю и стал заниматься в классе известного профессора Луиджи Росси. Не ограничиваясь этими занятиями, Боттезини с большим увлечением изучает также игру на фортепиано и композицию, под руководством опытных учителей, в том числе известного теоретика Ф. Базили, у которого в эти годы занимался и М.И. Глинка.

Установленный шестилетний курс Боттезини прошел за четыре года, благодаря чему блестяще окончил консерваторию уже в сентябре 1839 года, получив премию от дирекции в 300 франков. Прибавив к этим деньгам еще 600 франков, данных одним его родственником, Боттезини приобрел великолепный контрабас работы известного мастера Карло Тесторе, который с этого времени стал его основным инструментом.

Окончив консерваторию, Боттезини еще более усиленно продолжал занятия на контрабасе, готовясь к своему первому публичному выступлению. Оно состоялось в театре его родного города Кремы и имело успех. Воодушевленный этим, молодой артист предпринял гастрольную поездку по Италии, выступая как солист-виртуоз во всех театрах страны, включая и знаменитый театр «Ла Скала» в Милане. Поездка прошла с триумфальным успехом. Затем Боттезини направился в Вену, дав по пути концерт в Триесте. В этих городах его выступления также вызвали бурное одобрение.

После краткого пребывания за границей Боттезини вернулся в Италию и, желая ознакомиться с оркестровой игрой, поступил в оркестр одного из многочисленных оперных театров своей родины. Получив достаточный опыт, он стал играть в качестве первого концертмейстера группы контрабасов в театре Вероны, а оттуда перешел, также концертмейстером, в театр Венеции. Там он познакомился с Дж. Верди, и с этого времени дружба связывала их до конца жизни. С отъездом из Венеции полностью заканчивается четырехлетняя деятельность Боттезини-оркестранта.

В 1846 году, находясь в Милане, Боттезини решает предпринять вместе со своим товарищем по консерватории, скрипачом Луиджи Ардити, новую гастрольную поездку, после которой обоих артистов пригласили в театр в Гавану. Там двадцатичетырехлетний Боттезини впервые выступает в качестве дирижера и там же в 1847 году пробует свои силы в качестве оперного композитора. Его первенец – опера «Христофор Колумб» – имел на гаванской сцене огромный успех. До 1848 года Боттезини, оставаясь в Гаване, часто совершал оттуда концертные поездки в Соединенные Штаты Америки и Мексику.

Из Гаваны Боттезини в 1849 году в первый раз отправился в Англию и играл в Лондоне в Exeter Hall. Затем он объехал с концертами много провинциальных городов Англии, после чего вернулся в Америку. С этого времени в течение пяти лет следует непрерывный ряд гастрольных поездок по странам Европы и Америки. В 1856 году Боттезини дирижирует в театре «Санта Анна» в Мексике, затем в том же году переезжает в Париж, где дирижирует оркестром Итальянской оперы. На этом посту он пробыл почти два года, одновременно выступая в Париже в качестве солиста-контрабасиста. К концу 1850-х годов относится первое большое турне Боттезини с импресарио Ульманом по Германии, Франции и Скандинавии.

В эти годы Боттезини начинает регулярно выступать в немецком курортном городке Баден-Бадене. До 1862 года он давал там только сольные концерты, а в последующие восемь лет, кроме того, ежегодно дирижировал летними сезонами Итальянской оперы, в которой выступали величайшие певцы того времени, во главе с Аделиной Патти.

Ни один из выступавших в Баден-Бадене артистов не имел такого шумного успеха, как Боттезини. «Это было каждый раз событием для Баден-Бадена, когда выступал Боттезини, – пишет очевидец, контрабасист Фридрих Шлуфтер. – Со всех сторон, пешком и в экипажах, в переполненных поездах стремились сюда люди, и никогда Баден-Баден не принимал столько гостей, как в те дни, когда объявлялось выступление Боттезини. Преклонение перед Паганини вряд ли было сильнее того, какое выпало на долю Боттезини».

Несмотря на бесчисленные концертные поездки, конец 50-х и 60-е годы явились самыми плодотворными в его творчестве. В это время Боттезини пишет оперы, прославившиеся в Париже и Милане. В эти же годы был создан его струнный квартет, получивший в 1861 году премию на конкурсе в Неаполе.

В 1866 году Боттезини выступал в Петербурге. Сохранилось письмо Дж. Россини, который рекомендовал Боттезини директору Петербургской консерватории А.Г. Рубинштейну.

Приводим это письмо полностью:

«Господину Рубинштейну, знаменитому композитору, пианисту, директору консерватории. С. Петербург.

Милейший и прославленный коллега, разрешите этим нескольким строчкам послужить рекомендацией для господина Боттезини, Паганини контрабасистов! Этот знаменитый друг, владеющий этим противным окороком так, что превращает его в волшебную флейту, этот Боттезини, которого я горячо рекомендую Вашему высокому покровительству, не только великий виртуоз, но также изысканный композитор и человек, самый благородный по характеру, вполне достойный со всех точек зрения моего интереса и Вашей доброжелательной поддержки.

Благоволите, мой юный друг, принять его с присущей Вам любезностью, и если Вы сможете быть ему полезны во время его пребывания в столице всея Руси (которая имеет счастье обладать Вами), Вы бесконечно обяжете Вашего поклонника, друга и коллегу. Дж. Россини пианист 4-го класса

P.S. Будьте любезны передать мой добрый привет очаровательной мадам Рубинштейн. Париж, 27 января 1866».

Когда в 1870 году между Францией и Германией началась война, и немецкие войска уже подошли к границе Франции, Боттезини находился в Баден-Бадене. Как ярый поклонник Франции, он решил немедленно уехать из Германии. Но дорога во Францию была уже отрезана, и Боттезини перебрался в Швейцарию, а затем в Англию, где поселился в Лондоне и часто выступал как солист и дирижер. Здесь же он написал комическую оперу «Али-Баба». Но уже через год, в 1871 году, Боттезини уехал в Каир, куда его пригласили на должность оперного дирижера. Там он оставался до закрытия театра в 1877 году. В Каире Боттезини дирижировал премьерой оперы своего друга Верди – «Аида». Верди высоко ценил мастерство

Боттезини-дирижера и выразил ему сердечную благодарность. В Египте в 1875 году была вступительной статьи и примеч. Е.Ф. Бронфин. Л., 1968, с. 63.30 написана лучшая опера Боттезини «Эро и Леандр», на либретто Арриго Бойто. Опера была с большим успехом поставлена в 1879 году в Турине.

Следовало бы ожидать, что на шестом десятке своей жизни Боттезини, столь загруженный композиторской и дирижерской работой, прекратит сольные выступления. Но замечательный музыкант всегда прежде всего чувствовал себя контрабасистом и до шестидесятилетнего возраста продолжал выступления. В антрактах оперных спектаклей он откладывал дирижерскую палочку и восхищал публику своим блестящим исполнением на контрабасе, а все летние месяцы посвящал сольным гастролям. Карта его концертных поездок в эти годы охватывает Испанию, Португалию, Францию и доходит до Константинополя. Чаще всего в этот период он выступал как солист в Лондоне. Везде его выступлениям сопутствовал неизменный успех.

В 1879 году Боттезини работает в качестве дирижера оперного театре в Буэнос-Айресе, а годом позже закончил свою последнюю оперу «Королева Неаполя», премьера которой состоялась в Турине. Кроме восьми опер, поставленных в различных театрах, в его наследии осталось еще четыре неопубликованные и неисполнявшиеся оперы. Кроме того, Боттезини написал «Messa da Requem», которая получила золотую медаль на национальной выставке в Милане и в первый раз прозвучала в театре в Турине, там, где впервые исполнялись некоторые его оперы. Последней крупной работой Боттезини была оратория «The Garden of Olivet» для голоса solo, хора и оркестра, в основу которой положен текст Джозефа Бенэ, критика лондонской газеты «Дейли телеграф». Оратория издана в Лондоне.

3 ноября 1888 года в возрасте шестидесяти семи лет Боттезини занял предложенный ему пост директора Пармской консерватории. На этом посту он пробыл недолго. 7 июля 1889 года Боттезини скончался и был погребен на кладбище в Парме в одном склепе с Паганини.

По отзывам современников, Боттезини был не только высокоодаренным художником, но также благородным человеком. Добрый и отзывчивый, очень скромный и непритязательный, он отличался добродушием и уступчивостью. В противовес его экспансивным землякам, Боттезини был очень сдержан и обычно выражал свое одобрение только приветливой улыбкой.

В концертах Боттезини всегда играл только свои произведения. Чаще всего в программы входил Большой концертный дуэт, в котором партию скрипки исполняли Вьетан, Венявский, лучший ученик Паганини Сивори или импресарио Боттезини Ульман. Кроме того, в программу обычно включались Фантазия на тему оперы «Пуритане» Беллини с оркестром и Тарантелла.

Как указывают многие современники Боттезини, он настраивал свой контрабас на тон выше. Смычок Боттезини держал так же, как его держат виолончелисты.

Благородный и задушевный звук Боттезини отличался богатым и разнообразным тембром, виртуозная техника была плавной и элегантной. Жильные струны своего инструмента он обычно очень сильно смазывал маслом, для придания звуку мягкости и устранения шипучих призвуков.

В истории контрабасового исполнительства Боттезини показал себя передовым музыкантом своей эпохи, новатором в области развития выразительных возможностей инструмента. Созданные им произведения для контрабаса до сих пор представляют вершину технической сложности. Влияние искусства Боттезини выходит далеко за пределы Италии. Мы попытаемся осветить значение Боттезини как солиста и методиста, а также автора превосходных пьес для контрабаса.

Имя Боттезини-композитора в наши дни связывается только с его замечательными сочинениями для контрабаса. Именно в этой области он сказал свое самое значительное, веское слово и вошел в историю как блестящий мастер, открыватель новых выразительных возможностей инструмента.

Примечательно, что Боттезини написал несколько произведений для двух контрабасов (Большой концертный дуэт, Каприччио по канцонетте Россини). Это показывает, что контрабасовая исполнительская культура стояла в Италии на очень большой высоте, и Боттезини мог находить достойных партнеров не только среди скрипачей, но и контрабасистов.

Перечислим наиболее известные нам контрабасовые сочинения Боттезини: концерты для 31 контрабаса с оркестром ля мажор, фа-диез минор и си минор (еще минимум два концерта остались в рукописи), Большой концертный дуэт для скрипки и контрабаса, Фантазия на темы оперы Доницетти «Лючия ди Ламмермур», Фантазия на темы оперы Беллини «Сомнамбула», Вариации на тему Паизиелло, «Венецианский карнавал», Мелодия, Элегия, Тарантелла. Очевидно, большинство произведений крупной формы (концерты, Дуэт, фантазии, вариации, «Венецианский карнавал») исполнялось Боттезини с оркестром. В творчестве композитора, наряду с углублением лирического начала, ярко сказываются национальные черты мелодики и виртуозность, призванная раскрыть новое музыкальное содержание. Романтическое искусство обращалось к широким массам слушателей, отсюда в сферу музыки проникают некоторые черты ораторского искусства.

Музыкальный романтизм естественно вызвал потребность в развитии соответствующих средств исполнительского выражения. Звучание инструментов становится многокрасочным и более напевным, виртуозность достигает исключительной высоты. В сфере итальянского романтического музыкального искусства одним из ярчайших представителей был великий скрипач Никколо Паганини. И не случайно Боттезини называли «контрабасовым Паганини» – многие черты роднят этих двух великих виртуозов. Оба артиста исполняли в концертах только свои собственные произведения; оба писали примерно в одинаковых инструментальных жанрах (концерты, виртуозные вариации на темы популярных итальянских опер, наконец, мелкие пьесы, пронизанные итальянской национальной мелодикой); оба композитора-исполнителя до предела раздвигали рамки выразительных возможностей своих инструментов, проявляли себя как смелые новаторы, непрестанно ищущие и реализующие виртуозные приемы, о которых ранее никто не мог даже помыслить.

Суждения о выдающихся музыкантах-исполнителях прошлого могут базироваться на двух источниках. Первый из них – отзывы современников. Все современники Боттезини с восторгом говорили о его блистательном мастерстве. Отзывы эти очень эмоциональны, но они, естественно, субъективны и дают неполное представление об этом виртуозе. Второй источник – произведения Боттезини. Все они создавались артистом, прежде всего для себя, в них, как в зеркале, запечатлелись неповторимо своеобразные черты исполнительского стиля этого крупнейшего артиста.

В наследии Боттезини очень интересны и значительны его концерты для контрабаса с оркестром. По характеру музыки эти широко развитые трехчастные концерты невольно вызывают ассоциацию со скрипичными концертами Паганини. Виртуозный блеск в сочетании с чисто итальянской напевностью делают их значительнейшими, национально-самобытными образцами концерта в контрабасовой литературе.