7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Контрабас
История инструмента
Музыкальный инструмент контрабас
История контрабаса
История смычка
История игры на контрабасе
Восемнадцатый век
Девятнадцатый век
Итальянское контрабасовое искусство
Джованни Боттезини
Итальянские школы игры на контрабасе XIX века




История игры на контрабасе в 19 веке


XVIII век в достаточной мере подготовил почву для успешного развития контрабасового искусства. В начале XIX века возникает планомерное обучение игре на контрабасе, и класс этого инструмента организуется во многих консерваториях Европы. Под влиянием деятельности выдающихся солистов, а в еще большей мере в связи с усложнением партий контрабаса в оркестровых и ансамблевых произведениях появилась настоятельная потребность в повышении общего уровня исполнителей на этом инструменте.

Пионерами в данной области оказались две консерватории: Миланская и Пражская, которые со дня своего основания (первая с 1808 и вторая – с 1811 года) ввели в учебный план обучение на контрабасе. В Англии преподавание игры на контрабасе в Лондонской королевской академии началось с 1823 года (класс вели Драгонетти и Анфосси); в Парижской консерватории четырьмя годами позже, в 1827 году. В этом же году классы контрабаса открываются в учебных заведениях Бельгии (Льеж) и Голландии (Гаага), в 1830 году – в Испании, в 1835 – в Португалии.

В Варшаве обучение на контрабасе было введено в 1865 году, во время директорства Франческо Каффи, первого биографа Драгонетти. Преподавателем был приглашен контрабасист Большой оперы Адам Островский. В России классы контрабаса открылись в первых русских консерваториях – Петербургской и Московской в 1860-х годах. Классы контрабаса первых двух консерваторий – Милана и Праги – определили основные пути развития искусства игры на этом инструменте. В Миланской консерватории Джузеппе Андреоли внедрил обучение на трехструнном инструменте. В Праге Вацлав Гаузе ввел в систему игру на четырехструнном контрабасе. Таким образом, развились две основные школы – итальянская и чешская, отличающиеся по постановке, конструкции смычка, аппликатуре, даже инструменту (трех- или четырехструнному).