7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ГАРМОНИЯ
Уроки
Гармония в музыке
Правила игры
Гармонизация
Гармонизация (продолжение)
Перемещение, обмен тонами, обороты
Каденция
Секвенция
Повторение, практика
Альтерация
Рекомендации к самостоятельным занятиям
Альтерированные субдоминанты
Органный пункт, "мажоро-минор"
Эллипсис, энгармонизм
Родство тональностей
Кварто-квинтовый круг
Смена тональности-1
Смена тональности-2
Смена тональности-3
Энгармонизм аккордов
Симметричные созвучия
Энгармоническая модуляция
Джазовая гармония
Практика
Задачи
Ответы
Приложение А
Приложение Б
Приложение В


Качественно помыть машину в Москве по доступной сцене



Энгармоническая модуляция

Дмитрий Низяев

Теперь посмотрим, как симметричные созвучия могут помочь при модуляциях. Для этой цели их нужно использовать в качестве модулирующего аккорда, то есть, они должны иметь смысл в обеих тональностях - в исходной и конечной. Вот, давайте теперь возьмем одно из них - например, уменьшенный септаккорд, поскольку нам привычнее работать четырехголосно - и посмотреть, в каких тональностях он может иметь смысл. Кстати, обратите внимание: уменьшенный септаккорд, как и интервал тритона, относится к симметричным, но и сам он состоит из двух интервалов тритона, переплетенных между собой:

Не припомните ли, на каких ступенях тональности можно построить уменьшенный септаккорд? Напомню, у него есть еще одно устоявшееся имя - "уменьшенный вводный". Потому что он строится на "вводном" звуке гаммы, то есть, на VII ступени. Он "вводит" прямо в тонику. Кроме того, если в миноре такой аккорд естественным образом располагается по звукам гаммы, то в мажоре он относится к альтерированным - с гармонической, пониженной VI-ступенью - вот, например, его разрешение в до-мажор:


(послушать)

Так или иначе, уменьшенный септаккорд прекрасно играет роль сильной доминанты в обеих тональностях - в мажоре и в миноре. Отметим для себя - это "вводный в тонику".

Второй наш шаг - вспомнить, что созвучие-то симметричное. А значит, от любого из его звуков можно "плясать" с одинаковым успехом. То есть, на VII ступени находится не тон "примы" аккорда, а просто "один из тонов". Достаточно только мысленно внушить себе, что VII-й ступенью в этом же аккорде считается другая нота (ну вот, не нота "си", а нота "ре", например), и вся картина поведения аккорда в точности повторяется уже в ми-бемоль-мажоре" и "ми-бемоль-миноре":


(послушать)

Видите? Один и тот же аккорд одинаково легко трактуется уже в четырех тональностях. А повторив это рассуждение для остальных двух его тонов, мы получаем уже восемь тональностей, в которых уменьшенный септаккорд может стать доминантой. Послушайте подряд его разрешения в четыре разных мажора подряд - разве не удивительные превращения для уха?

Третий шаг. Этот аккорд строится не только на VII ступени лада. Вспомните тему о двойных доминантах. Ведь они потому так и называются, что играют роль "доминанты к доминанте". А поскольку доминанта может олицетворяться уменьшенным септаккордом, то почему бы так же не выглядеть и двойной доминанте?

Как видите, действительно, на ноте "фа-диез", или IV-й повышенной ступени, строится такой же уменьшенный септаккорд. И теперь он служит двойной доминантой. Иными словами, из "вводного в тонику" он теперь превратился в "вводный в доминанту".

Повторив шаг номер два для каждого звука аккорда, мы теперь получаем еще восемь тональностей, в которых наш аккорд законно разрешается в качестве двойной доминанты. Послушайте теперь его звучание в четырех новых мажорах (первое разрешение соответствует картинке выше). Причем, я не ожидаю, что Вы найдете этот пример сколько-нибудь красивым. Достаточно только обратить Ваше внимание на то, что все четыре его отрезка начинаются с ОДНОГО И ТОГО ЖЕ аккорда - а заканчиваются - ну совершенно в разных тониках.

Итак, один и тот же аккорд логично объясняется уже в шестнадцати тональностях: в качестве вводного для тоники, либо в качестве вводного к доминанте (иными словами - двойная доминанта). Осталась еще одна основная функция, которая не фигурировала в разговоре - субдоминанта. Логично было бы предположить, что оставшиеся восемь тональностей доступны этому аккорду, если бы он выступал как "вводный в субдоминнанту". Что ж, посмотрим. Берем любую субдоминанту в любимой тональности - до-мажор - например, трезвучие на ноте "фа". Или на ноте "ре", безразлично. Теперь вспомним, как строился "вводный" септаккорд для тоники: он строился на ноте, находящейся полутоном ниже тоники, верно? Так и теперь: отступаем от ноты "фа" полтона вниз ("ми") и строим на этой ноте уменьшенный септаккорд. Следом берем то самое фа-мажорное трезвучие, для которого это был "вводный" аккорд, и затем разрешаем это все в тонику - в до-мажор:


(послушать)

Или то же самое можно проделать для другой субдоминанты - для трезвучия на ноте "ре":


(послушать)

Как видите, оба варианта вполне логично как выглядят, так и звучат.

Между прочим, есть и еще один путь распорядиться уменьшенным септаккордом: разрешать его с удержанием общего тона. Вы уже знаете, что в классической гармонии самым "гладким" и академичным голосоведением считается такое, при котором голоса движутся возможно меньше. И еще Вы знаете, что в большинстве ситуаций между соединяемыми созвучиями имеется хотя бы одна общая нота, которую совсем не нужно передвигать со своего места. Например, типичное разрешение доминанты в тонику предполагает, что нота "соль" (для до-мажора), или V ступень, останется неподвижна, поскольку она входит в состав как доминанты, так и тоники:

Это соединение и называется "удержанием общего тона". Ну так вот, уменьшенный септаккорд содержит четыре ноты, равномерно "разбросанные" по всей октаве, и благодаря этому он чрезвычайно часто имеет общие тоны с другими аккордами, и даже иногда сразу по два-три звука. Например, рассмотренный выше "вводный в субдоминанту" септаккорд без труда соединяется напрямую с доминантой за счет общего тона "соль":


(послушать)

Звучит несколько необычно, но приятно, не находите? Обратите внимание, что все три голоса, помимо этого общего тона, движутся параллельно, в одну сторону. Эта мелодическая цельность картины и придает такую логичность звучанию. Правилами такая ситуация не запрещается, и знаете, почему? Потому что с точки зрения звучания, восприятия на слух, это соединение является не чем иным, как задержанием сразу в трех голосах. С точки зрения восприятия, в данном примере в течение всего такта звучит доминанта, но только доминанта с задержаниями. А с другой стороны, Вы можете воспринимать эти два аккорда именно как разные аккорды - а басовый звук "соль" при этом выглядит как органный пункт. Так или иначе, Ваш разум легко находит логичное обоснование этому соединению. Потому правила и не имеют ничего против.

Либо таким способом, либо предыдущим, но, как видим, уменьшенный септаккорд, построенный на III или V и т.п. ступенях, то есть "вводный к субдоминанте", тоже легко объясняется в тональности. Следовательно, и здесь ему оказываются доступен новый мажор и новый минор для разрешения. А построив такое разрешение для остальных трех его звуков, мы получаем доступ еще в три пары тональностей.

Таким образом: уменьшенный септаккорд разрешается в ЛЮБУЮ тональность. Двадцать четыре разрешения. Вот в этом, собственно, и заключается вся прелесть симметричных созвучий.

А сколько имеется в природе уменьшенных септаккордов? Строим:

От "до", от "до-диеза" и от "ре". И все. Попытка построить еще один аккорд от "ми-бемоля" дает всего лишь обращение самого первого аккорда. Таким образом, в природе существует только ТРИ уменьшенных септаккорда; разве это не удивительно? И любой из них родствен сразу ВСЕМ тональностям в мире. Это означает, что с помощью уменьшенного септаккорда Вы можете презреть все степени родства, вместе взятые, и за ОДИН ШАГ переходить откуда угодно - куда угодно. Да еще имеете выбор из трех путей - через любой из трех возможных аккордов.

Таким вот, ненавязчивым путем мы приходим к нашей сегодняшней теме: "энгармоническая модуляция". Этот тип модуляции основывается на чисто внешнем сходстве звучания аккордов, принадлежащих к разным тональностям. Такой аккорд и служит модулирующим созвучием. В роли такого аккорда может выступать любое трезвучие или септаккорд. Но, в отличие от обычной модуляции, в момент нового "приравнивания" аккорда к координатам новой тональности, происходит еще и переименование его звуков, то есть, энгармоническая замена названий. Например, мы можем, начав музыку в до-мажоре, привести ее к нормальному доминантсептаккорду:


(послушать)

Затем переименовать его звуки в системе, скажем, си-мажора (3-я степень родства):

И затем закончить музыкальное построение, начиная от этого аккорда, уже в новой тональности:


(послушать).

Таким образом, принцип данной модуляции заключается во внешнем, слуховом совпадении звучания неродственных созвучий. Своеобразный обман зрения. Это и есть энгармоническая модуляция: переход ЧЕРЕЗ энгармонизм аккорда, в данном случае, малого мажорного.

Точно такой же принцип мы можем использовать и с уменьшенным септаккордом, и благодаря этому, совершенно освободиться от ограничений в родстве тональностей, поскольку уменьшенный септаккорд, в отличие от доминантсептаккорда, имеет смысловую связь с любой тоникой в мире.

Давайте для примера построим модуляцию на самое большое расстояние - через диаметр квинтового круга. Начнем, скажем, в ре-мажоре (два диеза в ключе), и закончим в ля-бемоль-мажоре (четыре бемоля. Надеюсь, Вы уже немного ориентируетесь зрительно в квинтовом круге?). Как мы уже знаем, если использовать энгармонизм уменьшенного септаккорда, то безразлично, какой именно септаккорд брать. Ну, давайте для наглядности, построим септаккорд на ноте "фа":

Подведем теоретическую базу, и объясним это созвучие в обеих тональностях. В ре-мажоре одно только наличие ноты "соль-диез" (это повышенная IV ступень) указывает на принадлежность к классу двойных доминант. Чтобы показать эту принадлежность нашим слушателям, мы можем сыграть для них два такта с участием этого аккорда в качестве двойной доминанты, и с разрешением обратно в тонику:


(послушать)

Тот же аккорд в условиях ля-бемоль-мажора объясняется точно так же: нота "ре" входящая в его состав, также является IV-й повышенной ступенью для этой тональности, а следовательно, этот аккорд является двойной доминантой и здесь. Нарисуем каденцию от этого аккорда до тоники ля-бемоль-мажора, чтобы в этом убедиться:


(послушать)

Вот, собственно, и все. Теперь исполним все построение целиком: первое предложение демонстрирует уменьшенный септаккорд, дает слушателю попробовать его "на вкус", и заканчивается в прежней тонике. А второе предложение повторяет музыку вплоть до этого же аккорда, но дальнейшее его разрешение оказывается уже в новой тональности:


(послушать)

Я, как видите, специально повторил в нотах этот аккорд дважды (но, естественно, вариант в скобках не нужно вторично нажимать на клавишах), чтобы Вы увидели, каким образом переименовываются его звуки для новой тональности. Если приглядитесь, то увидите, что после переименования все звуки остались на местах по высоте, но получили обоснование для ля-бемоль-мажора: аккорд "ми-соль-си-ре" (септаккорд II ступени для ре-мажора) превратился в "си-ре-фа-ля" (тоже септаккорд II ступени, но уже в ля-бемоль-мажоре). Вот это переименование и есть "модуляция через энгармонизм уменьшенного септаккорда". И как видите, без всяких промежуточных шагов мы попадаем в самую далекую степень родства, какая только возможна. А звучание такой модуляции, при некотором слуховом опыте, Вы признаете достаточно ровным и логичным, и в то же время - свежим и неожиданным.

Я же напомню еще раз: для энгармонической модуляции можно использовать абсолютно любое трезвучие или септаккорд из тех, которыми Вы гармонизуете вообще всякую мелодию, но только симметричные созвучия способны соединять любую тональность с любой, без ограничений.