7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
ТЕОРИЯ МУЗЫКИ
Лекции
Введение
Звук
Нотное письмо
Ритм и метр
Акцент, размер
Интервалы
Лад и тональность
Аккорды
Аккорды (продолжение)
Септакккорды
Вводные септаккорды
Народные лады
Дополнительные лекции
О понятии консонанс
О понятии консонанс (продолжение)
Упражнения
Звук
Нотное письмо
Акцент, размер
Интервалы
Лад и тональность


У нас Вы можете заказать объемные рекламные буквы и многое другое.


Побочные трезвучия

Дмитрий Низяев

Трезвучия всех остальных ступеней (кроме главных), а именно; II, III, VI и VII - называются побочными, потому что "имеют в ладу второстепенное значение" (это цитата из официального учебника. Объяснение это вызывает определенный скепсис, но наберитесь терпения - в свое время вы получите намного более глубинное и основательное объяснение. Пока позвольте остановиться на этом, упрощенноем определении). Итак, на всех ступенях, кроме I, IV и V, мы можем построить те самые трезвучия, которые именуются "побочными".

Если вы добросовестны, попробуйте проделать такое построение в четырех различных ладах от всех ступеней. Напоминаем, что при этом в трезвучие можно включать звуки ТОЛЬКО данного лада. Например, в гармониеском миноре ЛЮБАЯ VII ступень, под каким бы предлогом она ни оказалась в составе трезвучия, обязана быть повышенной, и т.п. Проделав эту работу (то есть, потратив минут десять), можно сделать такие выводы:

В натуральных ладах трезвучия III и VI ступеней имеют противоположную ладовую окраску - то есть, получаются минорными в условиях мажора, и наоборот.
В натуральных ладах на вводных ступенях (II и VII) строятся два трезвучия - одно, так же, с противоположным ладом, а второе - уменьшенное. Причем, в мажоре и миноре ситуация зеркально обратная: мажоре на II ступени имеем минорное трезвучие, а на VII - уменьшенное. В миноре наоборот - на II ступени - уменьшенное, а на VII - мажорное. Занятная симметрия, не так ли?

Что происходит в гармонических ладах? Там картина пестрее: имеются уже по ДВА уменьшенных трезвучия, и появляется одно увеличенное. Уменьшенные находятся как в мажоре, так и в миноре на II и VII ступенях; а увеличенное оказывается в мажоре на VII, а в миноре - на III ступени.

Попробуйте оформить эти наблюдения на схеме или в виде таблицы, чтобы воочию увидеть симметрию поведения трезвучий в разных ладах - заодно и запомнить это поведение будет намного легче.

УСТОЙЧИВОСТЬ

Мы уже знакомились с этим понятием на предыдущих уроках, но повторить никогда не бывает вредно. В любом ладу различные звуки в разной степени имеют свойство "тяготения" и "устойчивости". Например, I ступень, тоника, - самый устойчивый звук лада, следовательно, обладает самым слабым (нулевым) тяготением. Это означает, что встречаясь в музыкальном произведении, этот звук порождает в слушателе ощущение надежной опоры, удовлетворенности. II ступень - звук неустойчивый и, при звучании в музыке определенной тональности, порождает в слушателе неудовлетворенность и желание какого-то продолжения, завершения. Это желание находит свое удовлетворение, если звук II ступени сменяется звуком тоники, переходит в него. Это называет "разрешением". И так далее - все звуки лада имеют свойство устойчивости и тяготения в различной степени.

Приблизительно можно расположить их по степени устойчивости так:
I ступень - самый устойчивый звук, тяготение отсутствует;
V ступень - также очень устойчива, тяготение пренебрежимо мало;
III ступень - устойчивость еще слабее, тяготение также почти отсутствует;
IV ступени - неустойчивая, тяготеет вниз, с умеренной силой.
VI ступень - неустойчива и мягко тяготеет вниз, к V ступени
II ступень очень неустойчива и тяготеет вниз, к тонике.
VII - самый неустойчивый звук, непреодолимо сильно тяготеет вверх, к тонике.

Эта классификация довольно субъективна, и может оказаться немного иной в ощущениях разных людей, и разумеется, в условиях разных ладов. Но общие ее контуры все же именно таковы. Во всяком случае, совершенно определенная устойчивость I, III и V ступеней не вызывает споров ни у кого, и этому есть вполне объективные физические причины, узнать о которых Вы можете в статьях "О консонансе" в нашем колледже.

Вернемся к сегодняшней теме. Понятие устойчивости имеет смысл не только для отдельных звуков лада, но и для созвучий в нем. Это естественно - ведь созвучия состоят из тех же самых ступеней лада, тяготения которых не исчезают при этом. Окраска и устойчивость созвучия попросту складывается из устойчивостей всех звуков его состава. Примерно таким же образом Ваше сиюминутное душевное состояние, Ваше настроение является суммой десятков мельчайших ощущений, впечатлений и желаний, испытываемых Вами в этот момент. Достаточно изменить одну любую составляющую Вашего настроения - и все настроение целиком становится немного иным, верно? Например, когда Вы гуляете по парку аттракционов, вы впитываете в себя и шум, и жару, и обрывки музыки и гомон толпы - все это "строит" Ваше настроение. Но одна из его составляющих, скажем - солнце слишком сильно бъет по глазам, и хочется пить. Согласитесь, достаточно Вам надеть кепку с козырьком - и Ваше настроение от прогулки сразу меняется. Или выпить стаканчик газировки - сразу же и все остальные впечатления окрашиваются немного иначе...

Так же складывается и окраска - уникальная, неповторимая! - любого созвучия. От окрасок каждого его звука в отдельности. Поэтому Вы теперь уже сами понимаете, что устойчивость любого трезвучия напрямую зависит от того, сколько в его составе будет устойчивых и сколько - неустойчивых звуков. Поэтому тоническое трезвучие, целиком состоящее из одних только устойчивых звуков - устойчиво и целиком. Причем, это трезвучие - САМОЕ устойчивое в ладу. Теперь Вы можете таким же образом расположить по степени устойчивости семь трезвучий лада. Например, почему трезвучие III ступени БОЛЕЕ устойчиво, нежели VI ступени, Вы можете угадать прямо сейчас, не так ли?

Поскольку неустойчивость - это не что иное как эмоциональная необходимость, нужда в разрешении звука в ближайший устойчивый, постольку неустойчивые трезвучия могут (и стремятся) разешиться в устойчивые. Делается это несложно - достаточно просто позволить каждому отдельному звуку аккорда переместиться по его тяготению. Например, если мы возьмем трезвучие III ступени, то увидим, что два нижних его звука устойчивы и сами по себе, и только верхний - требует разрешения. Куда? На одну ступень вверх, к тонике. позволим ему сделать это - и в результате получаем тонический секстаккорд - созвучие, безусловно, устойчивое. Вот таков механизм поведения вообще всех аккордов на свете:

И процесс сочинения музыки - как ее мелодии, так и гармонии - в принципе сводится к двум началам: Вы создаете напряженность (неустойчивость) и Вы ее разрешаете. Вы строите контрастную цепочку напряжений и разрешений, которая возбуждает в слушателе множество желаний и удовлетворений в секунду. И именно поэтому слушатель оказывается "пленен", ему становится интересно слушать Вашу музыку, и он ищет возможности ее услышать снова и снова...