7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Кларнет
Уроки
Школа игры на кларнете
История кларнета
Устройство кларнета
Изготовление трости
Уход за инструментом
Постановка
Исполнительское дыхание. Вдох и выдох.
Развитие дыхания и работа над звуком
Положение кистей рук и пальцев на кларнете
Развитие беглости пальцев
Движение языка и губ при игре на кларнете
Аппликатура кларнета
Начальные пути развития стаккато
Самостоятельные занятия


Принцип работы чиллера.



Развитие дыхания и работа над звуком


Особенно надо обратить внимание на дыхание. Вдох следует производить ртом, через углы губ, не вынимая мундштука, частично, носом, быстро, насколько возможно полнее, не прерывая звука. Выдох делается плавно, без толчков, не до конца: в forte - более интенсивно, в piano - спокойнее.

Для развития дыхания в качестве упражнений рекомендуется: ежедневно играть очень медленно продолжительные звуки (увеличивая диапазон от нижних до самых высоких) в трех различных динамических оттенках: 1) f, 2) p, 3) p>p, следя внимательно за выдохом и контролируя интонацию слухом. Кроме этих упражнений для развития звука, его ведения необходимо ежедневно играть произведения в медленных темпах.

При дальнейшем обучении, для быстрой смены напряжения и ослабления лицевых мышц, следует упражняться в игре звуков скачками, постепенно увеличивая интервалы и ускоряя движение.

Дыхание рекомендуется брать в следующих основных случаях:

1. Между последним звуком одного такта и первым звуком следующего, когда перед тактовой чертой кончается фраза (вдох отмечен знаком V):

2. Можно взять дыхание после связанной ноты:

3. Перед звуком, служащим началом нового мотива, также можно брать дыхание:

4. Не следует делать вдох тотчас после вводного тона; перед синкопой (как началом мотива) - можно

5. В быстрых пассажах вдох возможен после того звука, к которому пассаж стремится, или после более продолжительного звука:

Не рекомендуется делать вдох на каждой короткой паузе - для паузы следует, не открывая рта, прервать выдох:

Достижение выразительного, красивого и певучего звука, соответствующего тембру инструмента, интонационно чистого и гибкого при исполнении различных динамических оттенков - одна из главных задач.

Хорошим звуком следует считать полный, чистый, несколько вибрирующий, сохраняющий такой характер во всех регистрах.

Нужно помнить, что направляемая в инструмент струя воздуха должна быть всегда наполнена, а изменение напряжения мускулов рта и щек необходимо только при изменении регистров. Как бы ни изменялась громкость звука, интонация изменяться не должна.