7нот
ГЛАВНАЯ Теория Гитара Фортепиано Ударные Архив Виолончель Контрабас
Аранжировка Гармония Импровизация Аккордеон Ноты Кларнет
Виолончель
Уроки
Школа игры на виолончели для начинающих
Посадка играющего
Постановка правой руки при игре. Способы держания смычка.
Постановка левой руки при игре. Приемы игры в одной позиции.
Звукоизвлечение при игре. Штрихи.
Виолончель и смычок
Упражнения для усвоения правильной посадки и установки виолончели
Способы перехода левой руки по грифу при игре
Вибрато
Применение большого пальца в игре
Единая аппликатура двухоктавных гамм и арпеджио
Ноты для упражнений


Наткнулся тут на голых певиц



Звукоизвлечение при игре на виолончели. Штрихи.


Для выразительного музыкального исполнения прежде всего необходимо высокое качество звучания. Художественно полноценным считается звук чистый, без призвуков и интонационно точный, мягкий, полный, певучий, богатый оттенками (красками). Искусство извлечения такого звука вырабатывается в результате многолетнего труда музыканта и требует высокоразвитого музыкального слуха, двигательной чуткости, постоянного внимания, знания условий и приемов звукоизвлечения на данном инструменте.

Уже с первых шагов обучения необходимо добиваться у учащихся качественного звука, также как чистой интонации, соответственно развивая у них музыкальный слух, внимание и требуемые практические навыки.

Как показали наблюдения музыкантов и научные исследования, для получения качественного звука на смычковом инструменте необходимо соблюдать следующие основные условия:

1. Смычок нужно вести перпендикулярно к струне, а волос смычка должен плотно прилегать к струне как при игре forte, так и piano. Легкое, поверхностное ведение смычка применяется главным образом для достижения особых звуковых красок.

2. В каждой точке струны на участке ее между грифом и подставкой (где ведется смычок) необходимо достигнуть правильного соотношения скорости ведения смычка и давления (нажима) его на струну. При этом нужно учесть, что упругость струны в различных ее частях неодинакова; вблизи подставки струна более "жесткая", чем у грифа. Поэтому близко к подставке давление смычка Может быть значительным, а скорость его движения сравнительно небольшой. Вблизи грифа, где струна более податлива, можно вести смычок с большей скоростью (то есть применять более широкие штрихи), но при меньшем давлении. От того, в какой точке струны ведется смычок, зависит тембр звука: ближе к подставке достигается более яркий, резкий звук, а ближе к грифу - более мягкий и приглушенный. В соответствии с объективными условиями звукоизвлечения нужно при нюансе forte вести смычок ближе к подставке, в особенности на выдержанных нотах, а при нюансе piano - ближе к грифу; в особенности при игре широкими штрихами. Начинающим рекомендуется вести смычок в средней части струны между грифом и подставкой, добиваясь ровного звука в нюансе mf. Постепенно, по мере овладения навыками звукоизвлечения, ученик переходит к работе над различными оттенками звука и к использованию всего отрезка струны между грифом и подставкой. Для чистоты и ясности звука пальцы левой руки должны плотно прижимать струну к грифу (но не чрезмерно). Легкий нажим струны пальцами применяется главным образом для получения флажолетов.

Штрихи являются очень важным средством музыкальной выразительности. От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально-образного содержания и стиля исполняемого произведения. В игре на смычковых инструментах различают три основные группы штрихов:

1. плавные - легато и деташе; 2. отрывистые - мартле и стаккато; 3. "бросаемые" и "прыгающие" - спиккато и "летучее стаккато". Краткие пояснения способов выполнения штрихов даны в соответствующих заданиях Школы.

Чтобы выработать музыкально-выразительные штрихи, играющий должен прежде всего ясно представлять себе характер звучания каждого штриха - (мягкий, отрывистый и т.д.), проанализировать движения руки, необходимые для выполнения этого штриха, и путем упражнений добиваться требуемого качества его звучания.

Участие левой руки в достижении выразительности музыкального исполнения прежде всего проявляется в чистоте интонации, что является важнейшим общим условием исполнения музыки. Развитие навыков Точного интонирования требует постоянного внимания как педагога, так и учащегося.

Очень важными средствами выразительности служат искусно выполненные переходы от одного звука к другому при смене позиций и вибрато, способствующее достижению певучести звука.