|
|
|
Звукоизвлечение при игре на виолончели. Штрихи.Для выразительного музыкального исполнения прежде всего необходимо высокое качество звучания. Художественно полноценным считается звук чистый, без призвуков и интонационно точный, мягкий, полный, певучий, богатый оттенками (красками). Искусство извлечения такого звука вырабатывается в результате многолетнего труда музыканта и требует высокоразвитого музыкального слуха, двигательной чуткости, постоянного внимания, знания условий и приемов звукоизвлечения на данном инструменте. Уже с первых шагов обучения необходимо добиваться у учащихся качественного звука, также как чистой интонации, соответственно развивая у них музыкальный слух, внимание и требуемые практические навыки. Как показали наблюдения музыкантов и научные исследования, для получения качественного звука на смычковом инструменте необходимо соблюдать следующие основные условия: 1. Смычок нужно вести перпендикулярно к струне, а волос смычка должен плотно прилегать к струне как при игре forte, так и piano. Легкое, поверхностное ведение смычка применяется главным образом для достижения особых звуковых красок. 2. В каждой точке струны на участке ее между грифом и подставкой (где ведется смычок) необходимо достигнуть правильного соотношения скорости ведения смычка и давления (нажима) его на струну. При этом нужно учесть, что упругость струны в различных ее частях неодинакова; вблизи подставки струна более "жесткая", чем у грифа. Поэтому близко к подставке давление смычка Может быть значительным, а скорость его движения сравнительно небольшой. Вблизи грифа, где струна более податлива, можно вести смычок с большей скоростью (то есть применять более широкие штрихи), но при меньшем давлении. От того, в какой точке струны ведется смычок, зависит тембр звука: ближе к подставке достигается более яркий, резкий звук, а ближе к грифу - более мягкий и приглушенный. В соответствии с объективными условиями звукоизвлечения нужно при нюансе forte вести смычок ближе к подставке, в особенности на выдержанных нотах, а при нюансе piano - ближе к грифу; в особенности при игре широкими штрихами. Начинающим рекомендуется вести смычок в средней части струны между грифом и подставкой, добиваясь ровного звука в нюансе mf. Постепенно, по мере овладения навыками звукоизвлечения, ученик переходит к работе над различными оттенками звука и к использованию всего отрезка струны между грифом и подставкой. Для чистоты и ясности звука пальцы левой руки должны плотно прижимать струну к грифу (но не чрезмерно). Легкий нажим струны пальцами применяется главным образом для получения флажолетов. Штрихи являются очень важным средством музыкальной выразительности. От характера и качества выполнения штрихов во многом зависит правильное раскрытие музыкально-образного содержания и стиля исполняемого произведения. В игре на смычковых инструментах различают три основные группы штрихов: 1. плавные - легато и деташе; 2. отрывистые - мартле и стаккато; 3. "бросаемые" и "прыгающие" - спиккато и "летучее стаккато". Краткие пояснения способов выполнения штрихов даны в соответствующих заданиях Школы. Чтобы выработать музыкально-выразительные штрихи, играющий должен прежде всего ясно представлять себе характер звучания каждого штриха - (мягкий, отрывистый и т.д.), проанализировать движения руки, необходимые для выполнения этого штриха, и путем упражнений добиваться требуемого качества его звучания. Участие левой руки в достижении выразительности музыкального исполнения прежде всего проявляется в чистоте интонации, что является важнейшим общим условием исполнения музыки. Развитие навыков Точного интонирования требует постоянного внимания как педагога, так и учащегося. Очень важными средствами выразительности служат искусно выполненные переходы от одного звука к другому при смене позиций и вибрато, способствующее достижению певучести звука.
|