|
|
|
Усложняем рисунок игрыЛеонид Гурулев
Мы уже имеем представление о ритмическом рисунке. Теперь давайте будем учиться более сложному рисунку. Не пугайтесь, ничего страшного. Не такой он уж и более сложный. Мы раньше играли, в основном, одинаковыми длительностями. Но по теории проходили тему "Нота с точкой". Вот сейчас и разберемся с этими и точками, и нотами, и другими штучками-дрючками. Напомню, что точка, поставленная с правой стороны около ноты, увеличивает ее длительность наполовину. В упражнении как раз и начинается это самое. Стоит четвертная нота с точкой. Говорим: "раз (естественно, одновременно с нажатием на клавишу), два..." и после слова "два" ударяем на следующую ноту. То есть немного задерживаемся. Вот и все. А теперь пора слушать и учить. Новый урок, и опять про пастуха. Не потому, что меня тянет к этому виду профессии, а потому, что выучив эту пьеску, Вы узнаете новенькое. К примеру, изменение ключа в партии правой руки. Напомню, что нота до первой октавы (пишется на первой нижней добавочной) в скрипичном ключе равна ноте до первой октавы (пишется на первой верхней добавочной) в басовом ключе. Пьеса богата динамическими оттенками. Вспомним: крещендо - (crescendo) - постепенное усиление звучности. Диминуэндо - (diminuendo) - постепенное ослабление звучности. Знак (фермата) означает, что данную ноту, аккорд или паузу (в моих произведениях мне больше всего нравятся паузы) надо выдержать несколько дольше, чем они написаны. Ну, а теперь, после прослушивания, можно приступить и к разучиванию. При игре двумя руками партия левой руки была весьма легкой. А теперь давайте усложним. Конечно, ничего сверхсложного я Вам предлагать не буду, но чуть-чуть разнообразим. Немного теоретического курса (напоминаю, что подробнее смотрите в разделе "Теория"). Нота, напечатанная мелким шрифтом, называется форшлагом. Форшлаги прибавляются к основным звукам как украшение. В предлагаемой Вашему вниманию пьесе (как и в других, которые Вы будете играть) форшлаг следует исполнять за счет предыдущей длительности. В последнем такте записан "непонятный" знак. Сейчас мы быстренько разберемся и с ним, а потом будем уже играть. Вообще, играть надо по возможности больше. Для вырабатывания техники и навыков игры. Итак, нарисована цифра "8" с пунктирной линией. Видите? Так вот, если такой знак Вы встретите над нотами (как и в данном упражнении), то на всем протяжении пунктирной линии ноты играются на октаву выше. Ну, а если под нотами... А вот угадайте с одного раза, что тогда делать надо. Два этюда, предлагаемых Вашему вниманию, помогут более свободно ориентироваться на клавиатуре обеим рукам. Представьте, что Вы выступаете на сцене и красиво переносите руки на октаву вверх (вниз), чтобы зрители по достоинству оценили Ваше мастерство. Познакомимся (если еще не знакомы, хотя мы проходили на "Уроках теории") с таким термином, как вольта. Прошу не пугаться и не путать с электрическим напряжением. Итак, знак назвается (правильно!) вольтой. Он означает, что вся пьеса, или ее часть, повторяется. При повторении не нужно играть нотный материал, расположенный под первой вольтой, а следует сразу переходить на вторую. Рассмотрим на примере "Менуэт" СПЕРОНТЕСА. Играем с самого начала, доходим до знака "реприза" (напомню, что это знак повторения), начинаем опять играть с самого начала, как только доигрываем до 1-ой вольты, сразу же "перескакиваем" ко второй. Вольт может быть и больше, в зависимости от настроения композитора. Вот захотел он, понимаете ли, повторить раз пять, но каждый раз с другим окончанием музыкальной фразы. Вот и получится 5 вольт. Еще вольты бывают "Для повторения" и "Для окончания". В основном применяются такие вольты для песен (куплетов). А теперь внимательно рассмотрим нотный текст, мысленно отметим, что размер три четверти, при ключе один диез - фа. Составим "план игры", т.е. где и что повторим, и... вперед, друзья. Желающие могут прослушать миди-файлик. В пьесе Л.Моцарта Бурре отметим, что репризы (повторение части пьесы) есть, а вольт нет. Значит, повторяем каждую часть по 2 раза. Соблюдайте динамические оттенки, аппликатуру, legato и staccato. Послушать.
|