![]() |
|
![]()
|
![]() |
Соединение аранжированных аккордов
Леонид Гурулев
Форма АПри соединении аккордов кварто-квинтового соотношения (II - V9: Ix - IVx и т. д.) следует стремиться к плавному голосоведению. Желательно общие звуки оставлять на месте, прочие - вести на минимальные интервалы. Рассмотрим несколько форм соединения аранжированных аккордов. Форма А (в правой руке три звука):
В 1-ом примере изображены Ix - в расположении: септима - терция - квинта на басу F; IV9 - в расположении терция - септима - нона на басу В-бемоль.Следует обратить внимание на общий звук между двумя аккордами, который остается на месте. Септима Iх переходит в терцию IV9, терция Ix плавно идет в септиму IV9. Во 2-ом примере изображены I9 - в расположении: терция - септима - нона на басу F; Ivx6 - в расположении септима - терция - секста на басу B-бемоль. Общий звук в данном случаеg. Терция I9 переходит в септиму IVx6, септима I9 плавно идет в терцию IVx6. Задание1. Изучить и играть на фортепиано последовательность аккордов 1х-IVx в 12 тональностях, как было показано в вышеприведенных примерах. Форма ВВ аккорде правой руки может быть четыре звука. Отсюда еще две формы - В и С, различающиеся расположением аккордов. Форма В: В примере изображены аккорды: IIm9 в расположении терция - квинта - септима - нона на басу D; V9-13 в расположении септима - нона - терция - секста (звук 13 может быть понят и как секста) на басу G; IM9-6 в расположении терция - квинта - секста - нона на басу С. Проследим движение голосов при переходе от IIm9 к V9-13 и к IМ9-6 аккордам. Аккорды IIm9 и Vx имеют три общих звука - f, а, е. У аккордов Vx и IM9-6 общие звуки не остаются на месте. Септима IIm9 переходит в терцию V9, септима V9-13 - в терцию IM9-6, то есть септима, соответственно обычным нормам голосоведения, разрешается вниз. Задание1. Играть на фортепиано гармонический оборот II-V-I в 12 тональностях, как было показано в примере. Форма СВ примере изображены: IIm9 в расположении септима - нона - терция - квинта на басу D; V9-13 в расположении терция - секста - септима - нона на басу G; IМ9-6 в расположении секста - нона - терция - квинта на басу С. Септима перемещается вниз. Форма С - трансформация формы В, поэтому и здесь соединение аккордов IIm9 и V9-13 гармоническое (три общих звука е, f, а остаются на месте). Играя аккорды формы B, можно обнаружить, что при движении последовательности II-V-I по тональностям вверх от F до A-бемоль и в А, В-бемоль, В возникает неприятное для слуха звучание (либо слишком высокая, либо слишком низкая тесситура). Аналогично в форме С: в тональностях от С до Е-бемоль аранжированные аккорды расположены слишком высоко, а в тональностях Е и F - слишком низко. Эту закономерность необходимо учитывать при использовании аккордов в формах В и С. Аккорды формы В (II-V-I) можно употреблять в тональностях от С до F, аккорды формы С (II-V-I) - от F-диез до В (пока Вы будете изучать этот материал, не плохо играть во всех 12 тональностях в каждом случае). Возможны и еще некоторые формы соединения аранжированных аккордов. Задание1. Играть гармонический оборот II-V-I аранжированными аккордами формы С в 12 тональностях.
|