![]() |
|
![]()
|
![]() |
Легато, Стаккато и Нон Легато
Леонид Гурулев
Чтобы более точно выразить музыкальную мысль существуют различные приемы звукоизвлечения. Одним из наиболее распространенных способов является легато - плавный переход от одного звука к другому, звуки как бы "связываются". При таком способе исполнения палец не снимается с клавиши до тех пор, пока другой палец не нажмет следующую клавишу. В нотах легато обозначается дугообразной линией, называемой лигой. Прошу запомнить, что нельзя менять направление меха при исполнении залигованных нот (если уж начали играть на разжим, так будьте добры, продолжайте, пока не закончится фраза). Отрывистое исполнение называется стаккато. При таком способе исполнения пальцы должны коротко и четко ударять по клавишам, как бы отскакивая от них. В нотах стаккато отмечается точками над нотами или под ними. Когда нет обозначений легато и стаккато, следует играть нон легато. В этом случае клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания. Портаменто - способ певучего исполнение мелодии. Звуки извлекаются подобно нон легато - более связно, подчеркивая каждую ноту.
Не смотря на кажущуюся простоту пьесы Д.Кабалевского "Марш", давайте разберем некоторые "новинки", о которых еще не упоминалось на предыдущих занятиях. Это касается партии левой руки. Посмотрите внимательно: около некоторых аккордов "пририсована" ма-а-аленькая нота в скобках. Видите? Так вот, эта маленькая нотка обозначает от какой ноты (простите за часто повторяющееся слово "нота") надо брать аккорд. Разберем на примере первого аккорда в левой руке во второй строке (легче Вам будет найти). Итак, бас - "до", аккорд - "ре-мажор". Играется все одновременно. Понятно? В звуковых примерах я иной раз специально утрировал исполнение стаккато, чтобы Вам лучше было услышать. Упражнения для левой руки:
|